Комиссия Министерства по антимонопольной политике предписала компании "Брынцалов А" прекратить продажи лекарства нош-бра - аналога венгерского противоспазматического препарата но-шпа. Поводом для антимонопольного разбирательства стала жалоба производителей но-шпы, на покупку которой россияне ежегодно тратят $10 млн.
Действия ЗАО "Брынцалов А" по реализации нош-бры признаны недобросовестной конкуренцией, говорится в распространенном в пятницу пресс-релизе МАПа. Решение комиссии министерства основывается на заключении "Роспатента" о том, что упаковка нош-бры сходна до степени смешения с упаковкой венгерского лекарства.
Исключительные права на товарный знак "но-шпа" принадлежат венгерской фармацевтической компании Chinoin - дочернему предприятию французской компании Sanofi-Synthelabo. Российское подразделение последней - ЗАО "Санофи" и начало борьбу с нош-брой, подав заявление с жалобой на "Брынцалова А" в МАП, а также обратившись за защитой своего препарата в суд. Сотрудники ЗАО "Санофи" комментировать конфликт отказались, сославшись на то, что брэнд-менеджер но-шпы находится в отпуске.
Между тем антимонопольное ведомство обвинило компанию Владимира Брынцалова не только в недобросовестной конкуренции, но фактически и в обмане регулирующих органов. В распространенном МАПом заявлении подчеркивается, что российская фармацевтическая компания зарегистрировала в Минздраве не ту упаковку нош-бры, в которой лекарство в действительности продается в аптеках.
Сам Владимир Брынцалов в беседе с корреспондентом "Ведомостей" признал, что упаковка нош-бры похожа на но-шпу. "Никто не запрещает выпускать лекарство в упаковке со схожим дизайном - раз Минздрав ее зарегистрировал, значит, нарушений нет", - добавляет он. Брынцалов подчеркивает, что на упаковке нош-бры стоит товарный знак "Ферейн", зарегистрированное название препарата и указан завод-изготовитель. При этом Брынцалов категорически отрицает, что нош-бра выпускается в упаковке, отличной от зарегистрированной в Минздраве. "Предписание МАПа я получил и буду его обжаловать", - говорит Брынцалов. Его компания намерена ходатайствовать о привлечении к расследованию экспертов из Минздрава и специалистов-патентоведов. По мнению Брынцалова, заявление "Санофи" не более чем попытка расправиться с российским конкурентом.
Ставки в борьбе между компанией Брынцалова и производителями но-шпы достаточно высоки. Как сообщили "Ведомостям" в центре маркетинговых исследований "Фармэксперт", венгерский препарат - один из лидеров российского фармацевтического рынка по объему продаж. По оценкам аналитиков "Фармэксперта", ежегодные продажи но-шпы в России составляют $10 млн.
ЗАО "Брынцалов А" начало выпуск нош-бры в прошлом году, и пока это лекарство не составляет серьезной конкуренции венгерскому препарату: "Фармэксперт" оценивает общие продажи нош-бры с момента начала производства в $300 000. Между тем в прайс-листах оптовиков но-шпа предлагается по $0,85, а нош-бра стоит 15,8 руб. По мнению аналитиков, сходство упаковок двух лекарств и относительная дешевизна российского препарата позволят нош-бре отвоевать часть рынка. Все зависит от того, какие усилия будут приложены к продвижению препарата, заявил "Ведомостям" аналитик "Фармэксперта" Николай Демидов. Впрочем, и аналитики, и участники рынка уверены, что удел нош-бры - продажи в провинции. Директор по маркетингу сети "Аптеки 36,6" Александра Ускова утверждает, что в столице нош-бра продается плохо, даже несмотря на низкую цену. Аптеки "36,6" этот препарат не закупают вовсе.
Лариса Лысенко, патентный поверенный компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", считает, что у "Брынцалова А" есть все шансы продолжать выпускать нош-бру в своей упаковке, несмотря на предписание МАПа: для этого компании надо выстроить правильную линию защиты. С ней согласен независимый юрист Карен Нарсисян. Предписание МАПа - санкция скорее символическая, никаких серьезных последствий его нарушение для компании не повлечет, говорит он. По словам Нарсисяна, максимум, что может грозить компании "Брынцалов А" за нарушение предписания министерства, - денежный штраф. А по словам Лысенко, разбирательства вокруг товарных знаков всегда очень сложны - все судебные решения принимаются на основе субъективного мнения независимых экспертов. Она допускает, что эксперты могут дать заключение, что логотип ответчика занимает доминирующее положение на упаковке и ее дизайн не похож до степени смешения на дизайн но-шпы. Разбирательства будут длиться до бесконечности и поставить точку в этом деле будет достаточно сложно, считает патентный поверенный. При этом, пока длятся разбирательства, Брынцалов может законно продолжать выпускать нош-бру.