Конкурентная разведка в США – старые и новые подходы
11.04.2006года
"Пророков нет в отечестве моем,
да и в других отечествах не густо…"
(В.Высоцкий)
Сегодня общепризнанной аксиомой в менеджменте является понимание того обстоятельства, что прочность положения любой компании во многом зависит от владения информацией о рыночной конъюнктуре, положении конкурентов, тенденциях развития бизнеса.
Более того, по мнению ряда специалистов, сила обладания информацией превратилась в такой же важный фактор как три главных: кадры, машины и материалы, а также финансы. При этом ее недостаток, который нельзя компенсировать вышеуказанными средствами, стал в нашем мире зачастую связан для компаний и предприятий с вопросом их жизни и смерти. Ведь, как правило, процесс принятия решений в экономике, как и в политике, на всех уровнях управления происходит в большинстве случаев в условиях неопределенности или неточности информации (вспомним "проблему уникального выбора"), а "цена вопроса", зачастую оказывается, слишком высока.
Все это, как известно, и привело к созданию в странах Западаи, в частности, в США новой дисциплины – конкурентной или бизнес разведки, которая в настоящее время активно развивается в России.
В этой связи следует отметить, что "классическим" методом ведения конкурентной разведки (КР) является легальное получение информации из открытых источников, ее анализ и обработка, на основе чего осуществляется соответствующее информирование топ менеджмента своей компании по интересующим его вопросам.
На этом направлении известный американский специалист по КР Р.Л.Менделл выделяет следующие методы: внутренняя оценка, внешняя оценка и анализ добытой информации, которые мы и рассмотрим подробнее.
Внутренняя оценка
По мнению американского эксперта, специалисты по безопасности должны исключить все возможности утечки сведений составляющих в компании коммерческую тайну через открытые источники.
Эта задача решается путем целенаправленного просмотра сообщений в "Интернете". При этом необходимо, чтобы отдел КР имел выходы на коммерческие базы данных и мог регулярно "мониторить" какого рода сведения о компании предоставляются пользователям. Подобный мониторинг также должен регулярно осуществляться специалистами КР в отношении печатных и электронных СМИ, что позволяет выяснить, в каких изданиях публиковались материалы о компании, их характер, что позволяет на раннем уровне распознать возможные угрозы для компании и предупредить наступление негативных последствий.
Другое направление – организация режима по сохранению сведений, содержащих коммерческую тайну и проведение проверок в целях выявления фактов передачи кем-либо из сотрудников компании то телефону или электронной почте служебной информации о компании.
По мнению Р.Л.Менделла, при организации комплексных мер по обеспечению внутренней безопасности нельзя проходить даже мимо таких вопросов как проверка мусора, в котором могут быть спрятаны похищенная информация, а также регулярного осмотра служебных помещений в нерабочее время с тем, чтобы исключить возможность случайного оставления в них материалов, содержащих служебную информацию.
Внешняя оценка
По оценкам указанного американского специалиста, данный этап включает в себя сбор экономической информации о конкурирующих компаниях и фирмах. При этом сотрудники службы безопасности обязаны знать все источники, из которых можно получить указанные сведения. В целях исключения дублирования при поиске информации в подобном случае рекомендуется создание целевой группы в составе сотрудников конкурентной разведки, службы безопасности и отделов, имеющих отношение к подобным вопросам, например, маркетинга, закупок или кредитования и планирование ее действий, что упирается в четкость постановки задач топ менеджментом компании.
В ходе поиска информации общепризнанной аксиомой считается легальное обращение конкурентных разведчиков к возможностям электронных баз данных, с помощью которых можно получать большой объем информации о конкурирующих фирмах и выпускаемой ими продукции.
Наиболее крупными провайдерами электронных баз данных, как отмечают специалисты, являются компании Dun & Bradstreet (D&B),ExperianInformationSolutions (EIS), "DowJonesNews, Retrieval" (DJN'R), Moody's, Kompassи другие.
Примечание: в частности компания Dun & Bradstreet (D&B) имеет следующие базы данных:
-D@B – Dun'sElectronicYellowPages – справочная информация о публичных и частных компаниях с указанием их установочных данных, кода отрасли и т.д.;
-D@B - Dun's Financial Records plus – финансовая и справочная информация по американским компаниям с расшифровкой статей пассива и актива баланса, а также их финансовые показатели в сравнении со средними в каждой отрасли;
-D@B – Dun's Market Identifier's – самая полная справочная информация по частным компаниям США, включая сведения об их руководителях, объемах продаж и др., содержащая в себе более 6 млн. справок;
-D@B – International Dun's Market Identifier's – предоставляет сведения по ведущим компаниям в каждой отрасли мировой экономики. Содержит более 200 тысяч справок по компаниям 90 стран;
-D@B – Million Dollars Directory - информация о фирмах США с годовым объемом продаж более 1 млн. долларов;
-D@B - Dun's Electronic Business Directory – предоставляет сведения о товарах и услугах оказываемых американскими компаниями.
В целом подписчики большинства баз данных получают широкие возможности для ознакомления с отчетами интересующих их фирм, в которые включена подробная информация, начиная со сферы деятельности, численности служащих, объемов продаж, стоимости имущества, финансовом положении и др. до ее коммерческих связей и имен руководителей фирм, являющихся их деловыми партнерами.
В свою очередь, например, компания Dun & Bradstreet также ежегодно составляет отчеты о деятельности правительства (GAR), в которых представлены сведения о контрактах, заключаемых федеральными организациями с частными компаниями. В GAR указывается характер каждого контракта, его вид, стоимость, а также приводятся сведения о штрафах, налагаемых правительством за нарушения условий договоров, графика работ, низкое качество продукции и т.д. Знакомство с подобной информацией позволяет американским конкурентным разведчикам уже на начальном этапе исключать из списка возможных потенциальных партнеров своих компаний сомнительных поставщиков и подрядчиков, а также определять наиболее оптимальные пути получения правительственных заказов.
Дополнительно Dun & Bradstreet предоставляет своим клиентам отчеты с оценками поставщиков (SER) и обзоры их деятельности (SPR), с информацией об оценках финансовой стабильности тех или иных компаний, а также качестве продукции и предоставляемых ими услуг.
В коммерческих и финансовых отчетах о деятельности компаний, представляемыхDun & Bradstreet, кроме сведений о типе предприятия, объеме и структуре акционерного капитала, имен и биографий руководителей и акционеров и др. имеется также раздел "Publicfilings" в котором перечисляются судебные дела, факты ареста имущества и штрафные санкции против той или иной фирмы. Приводятся также каталоги Единого торгового кодекса, позволяющего судить об объемах задолженности компаний.
В свою очередь базы данных СМИ NewsNet и DataTimes включают в себя как индексы упоминаний в прессе, так и статьи, когда-либо опубликованные о различных фирмах. А в базах данных Lexis-Nexis и Westlaw также можно найти сведения о судебных делах, когда-либо возбуждавшихся против тех или иных компаний и фирм.
В свою очередь провайдер "InformationAccessCompany" предлагает такие базы данных как "BusinessIndex", "LegalResourceIndex", "CompanyIntelligence", в которых также содержится обширная информация о частных и государственных компаниях.
Полезной в ходе изучения потенциальных партнеров, как считает Р.Л.Менделл,может оказаться база данных некоммерческой организации "Совет национальной безопасности", штаб квартира которой находится в г.Чикаго, располагающая сведениями в отношении качества и других характеристик различной продукции, производимой американскими фирмами.
Американский специалист также отмечает, что сотрудники конкурентной разведки, также должны регулярно знакомится с прессой, в том числе местными и узкоспециальными изданиями в целях регулярного сбора информации о конкурентах, а также потенциальных партнерах.
В этой связи компанией "WashingtonResearchersLtd" регулярно издаются специальные справочники и пособияс рекомендациями о методах ведения поиска среди широкого разнообразия печатных, электронных СМИ и баз данных.
Сегодня наибольшее распространение среди американских конкурентных разведчиков получили следующие издания: "Возможности технологии" (TechnologyOpportunities), "Как найти информацию о частных компаниях" (HowtoFindInformationaboutPrivateCompanies), "Как найти информацию о филиалах, дочерних компаниях и продукции" (HowtoFindInformationaboutDivisionsandProducts), "Кто что знает: руководство для экспертов" (WhoKnowsWhat: AGuidetoExperts), "Как конкуренты узнают секреты вашей компании" (HowcompetitorsLearnYourCompany'sSecrets) и др.
В плане анализа полученной информации уже не только в США, но и на российском рынке давно специализируются многие фирмы, готовые как добыть информацию о конкурентах, так и выполнить анализ деловой документации по различным аспектам деятельности конкурирующих с вами компаний. Более того, уже и в Россиимножеством компаний предлагается программное обеспечение собственной разработки, являющееся существенным подспорьем для конкурентных разведчиков в плане добывания нужных сведений в океане информационных массивов.
Вместе с тем в настоящее время рядом американских специалистов методы конкурентной разведки теоретически "обогащены" новыми формами, а именно, признанием того факта, что КР должна вестись не только путем легального получения и анализа открытых источников информации, но и добыванием закрытых, конфиденциальных сведений как экономического, так научно-технического и даже политического характера.
Подобной точки зрения придерживается американский эксперт Дж.С.Роуксис автор книги "Разведывательная деятельность корпораций: глобальные перспективы и подходы" (TheCorporateIntelligenceProcess: GlobalPerspectivesandApproaches).
Сегодня многие специалисты отмечают, что все последние годы 20-го столетия спектр рисков при ведении бизнеса постоянно расширялся и стал включать в себя не только экономические и финансовые риски, но и политические, экологические, социальные и другие аспекты.
При этом именно в последнее время в связи с процессами глобализации эта задача стала необычайно остра как для участников финансового рынка, так и промышленных корпораций, а также государственных органов. Основной причиной подобных явлений, по мнению экспертов, является то, что характерной особенностью последнего времени стали не собственно банкротства отдельных компаний и банков или кризисы государственных финансов в различных странах, а те масштабы и быстрота, с которой они возникают и распространяются, а также приносимые ими разрушительные последствия.
Сегодня не только отдельные компании, но даже национальные экономикиоказываются все менее защищенными от влияния экономических кризисов в других странах. Недавним подтверждением этому может служить валютный и фондовый кризис в Юго-Восточной Азии, волны которого прокатились по всем странам мира во второй половине 1997 года.
Ну, а на микроуровне, как отмечают специалисты, опыт показывает, что в нынешних условиях, например, серия неудачных операций с ценными бумагами в течение нескольких недель может привести к неприемлемому ущербу даже для обладающего солидным запасом прочности банка или инвестиционного фонда.
Понятно, что конкурентные разведчики не могут остаться в стороне от подобных вопросов. И, если для решения этих сложнейших задач специалистам в области финансов потребовалось разработать специальную дисциплину, включающую в себя методологию моделирования, оценки и управления финансовыми рисками, называемую «риск-менеджментом» (на сегодняшний день ужеоформившуюся в самостоятельную дисциплину в рамках финансовой теории), то в США с середины 90-х годов специалистами КР также ведутся дискуссии в данном направлении.
Так, американский специалист Д.Раддок в своих теоретических изысканиях существенно расширяет горизонты КР и вводит понятие "анализа риска" (политического, социального и экономического), в чем-то близкого понятийному аппарату "риск-менеджмента". Он несет широкое разведывательное содержание, и, безусловно, поддерживает необходимость добывания закрытой информации, так какв отдельных случаях только она может дать истинное представление о планах и намерениях конкурентов, как в масштабах отдельных компаний, так и на уровне государств.
По его мнению, цель анализа политического риска заключается в выявлении тех аспектов политической или экономической среды в конкретной стране, которые оказывают негативное влияние на интересы частной компании. К ним американским экспертом относятся обострение политической обстановки в стране или регионе, изменения в политике правительства отрицательно влияющие на возможность ведения бизнеса, проблемы с перераспределением прав собственности и др.
К экономическому риску относятся существующая в данной стране практика ведения маркетинга и конкуренции, механизмы доступа на внутренний рынок, а также макроэкономическими тенденциями, оказывающими влияние на деловую активность.
Многими американскими экспертами обозначается и проблема социального риска (socialrisk), который связывается ими с такими явлениями как терроризм, экстремизм, профсоюзное движение, расовые и религиозные отношения и даже феминизм.
Конечно, каждая частная компания по-своему оценивает степень риска для своей деловой активности в той или иной стране. Но, как отмечают эксперты, в отличие от банков для которых главная угроза заключается в невозвращении заемных средств, промышленные предприятия стоят перед более широким набором рисков, включая возможные трудности найма на работу квалифицированной рабочей силы, ограничением прав собственности, протекционистскими мерами местных правительств и др.
Все это требует от конкурентных разведчиков более глубокого анализа среды и выдвигает необходимость применения подразделениями бизнес или конкурентных разведок частных компаний методов, аналогичных ведению политической разведки государственными спецслужбами.
При этом следует отметить, что специалистами ЦРУ, в частности, открыто признается, что в ближайшем будущем при осуществлении ей разведывательной деятельности большое значение будет иметь как применение новейших технологий обработки данных, так ипривлечение к возможностям получения и анализа разведанных лучших экспертов, в том числе из внешних организаций, включая частные научные и консультативные центры, а также представителей конкурентной и бизнес-разведки частных компаний.
Думается, что взгляды американских специалистов заслуживают внимания и, возможно, требуют обсуждения среди российских бизнес разведчиков. Ведь, если не быть ханжами, то стоить признать (что греха таить), в условиях закрытости информационного пространства в России многие представители этой "оформляющейся" профессии прибегают на практике к методам получения закрытой информации (а что делать, если она, практически, вся закрыта), хотя эти действия находятся в "серой" правовой зоне.
Утешить себя можно лишь, вспомнив юмористическое определение различных типов права:
-английская система: можно все, кроме того, что нельзя;
-немецкая система: нельзя ничего, кроме того, что можно;
-французская система: можно все, даже то, что нельзя;
-русская система: нельзя ничего, даже то, что можно, но все делают, то, что нельзя.
Так, что будем надеяться, что рано или поздно "на Руси" с признанием профессии конкурентного разведчика будет создана правовая база, выводящая возможность ведения КР из "серой" тени "незаконных оперативно-розыскных мероприятий"и, конечно, соответствующая реалиям сегодняшнего дня.
Ну, а в более "светлом" будущем предположим, что потенциал подразделений бизнес разведок частных компаний станет широко использоваться по опыту стран Запада, в том числе и государственными органами власти для решения одной задачи – экономического развития и процветания страны.
Вот только доживем ли…
Об авторе
Игорь Анатольевич Невдашов, журналист, эксперт по безопасности. Связаться с автором можно по e-mail: [email protected]