2001г. Консалтинговый центр "Лекс". "Деловая и конкурентная разведка". Методическое пособие.

     Главная // Библиотека // Методические материалы //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
  Публикации
  Методические материалы
  Литература по КР
  Автоматизация
  Глоссарий
  Право
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 

 

 


 Консалтинговый центр "Лекс"

"Деловая и конкурентная разведка"

методическое пособие по курсу "Конкурентная разведка"

2001. - 151 с.

Курс «Деловая и конкурентная разведка» является первым в России логически и методически завершенным практическим пособием. Он предназначен как для обучающихся по специальности "Деловая и конкурентная разведка" (ДКР), так и для работающих в данной сфере специалистов. Материалы курса могут использоваться в практической деятельности менеджера по конкурентному анализу (координатора деловой и конкурентной разведки) предприятия (компании) любой организационно-правовой формы собственности, а также специалистами по экономической безопасности (безопасности бизнеса), стратегическому планированию и развитию бизнеса.

Учитывая, что информационно-аналитическая работа является составной частью деловой и конкурентной разведки, материалы курса могут использоваться специалистами данной сферы для повышения своего профессионального уровня.

Материалы курса призваны ввести обучаемых в тематическую сферу деловой и конкурентной разведки и служить простым, понятным руководством для практической деятельности специалистов ДКР. В них раскрыты основные понятия и определены принципы применения ДКР, представлены все основные этапы процесса деловой и конкурентной разведки.

Применение материалов курса ДКР в практической деятельности позволяет вскрывать картину определенного рынка и установленные на нем правила. Позволяет взглянуть на Ваш бизнес извне системы, как бы сверху и со стороны, через призму конкуренции.  Показывает истинную расстановку сил на рынке и механизмы взаимодействия, дает прогнозы, оценивает планы действий и возможные последствия тактических и стратегических решений. 

Итогом применения ДКР служит определение угроз (рисков) и возможностей для бизнеса, выработка вводных для принятия и корректировки стратегических и тактических решений высшим Руководством компании. ДКР не вмешивается в процесс принятия решений, не подменяет его, а значительно облегчает этот процесс, позволяя делегировать принятие определенных решений на более низкие уровни.

Курс состоит из пяти разделов:

·         введения в сферу ДКР;

·         постановки задач перед ДКР;

·         определения каждой задачи;

·         сбор информации и её анализ;

·         результаты и полученные уроки.

Изучение материалов курса ориентировано на выработку у обучаемого или специалиста ДКР основ знаний  и  практических навыков в сфере деловой и конкурентной разведки.  Поможет специалистам ДКР активизировать потребности расширения познаний в сфере ДКР, активному применению на практике полученных знаний и их совершенствованию.

Курс может служить основой для создания и формирования на предприятии (компании) функции ДКР и служить учебным пособием для обучения специалистов службы ДКР предприятия (компании). Способствовать признанию ДКР в качестве новой массовой профессии в России, наряду с ведущими странами мира.

Закрепление пройденного курса осуществляется посредством контрольных вопросов и принятием зачета по окончании курса обучения.

Содержание курса

 

Тема № 1

Введение в деловую и конкурентную разведку

Определения. ДКР как систематический процесс. Сферы охвата ДКР. Роль ДКР в процессе стратегического мышления, стратегическом планировании, управления и в эффективном выполнении планов компании (предприятия).

 

Тема № 2

Ввод данных. Постановка задач перед ДКР.

Определение нужд заказчика. Фокусировка заказа. Подведение заказчика к нужному запросу информации путем формулирования вопросов. Общий перечень вопросов. Объект разведки или действие. Подробная информация и анализ по многим сферам. Концентрация усилий по одной узкой сфере. Приоритеты, выполняемые в 1-ю очередь. Подробный перечень вопросов. Базовые вопросы. Контрольный список задач. Определение сроков исполнения заказа. Листы опроса заказчика, беседы с руководителями и сотрудниками подразделений и служб компании заказчика.

 

Тема № 3

Определение масштаба задачи.

Необходимые данные. Фокусировка задачи. Разработка плана действий. Определение того, что необходимо для выполнения задач в срок и на рентабельной основе. На чем основном необходимо сфокусировать усилия. Определение с заказчиком того, чего ему стоит ожидать от ДКР. Определение фокусировок, ключевых факторов проекта.

Определение и оценка ресурсов для выполнения задачи. Оценка своих возможностей по выполнению проекта. Услуги со стороны.

Составление списка ресурсов и плана действий по выполнению проекта ДКР. Обсуждение плана действий с командой ДКР (при ее наличии). Уточнение исходных данных и целей проекта с заказчиком.

 

Тема № 4

Оценка задачи.

Приоритеты. Ресурсы. Расстановка задач проекта по приоритетам. Их детализация и наложение на временной график. Создание календарного плана.

Определение ресурсов для их исполнения. Поиск источников получения требуемых ресурсов. Создание собственного банка полезных ресурсов.

Совмещение приоритетов и ресурсов. Какие ресурсы требуются для каждого из приоритетов.

Создание сетевого графика выполнения проекта ДКР.

 

 

Тема № 5

Источники информации.

Информационные ресурсы. Обзор сегмента рынка или компании. Сферы для проведения обзора: по отрасли (компании); по более узким сегментам. Публикуемые и непубликуемые источники. Определение конкурентов или рынка. Поиск информации по очевидным и менее очевидным (узким) областям.

Исследование данных. Принятие, на основе опыта, решения о стратегии поиска, наличии времени, финансов и других ресурсов.

 

Тема № 6

Определение рынка и его участников.

Команды, конкуренция, приоритеты, угрозы. Взаимодействие участников рынка или отдельной компании. Союзы, партнерские отношения с компанией или рядом участников рынка. Каковы при этом угрозы компании заказчика, кто конкуренты, есть ли общее (поставщики, каналы и т.п.). Разработка списка (таблицы) фактов и всего известного по тематике проекта ДКР.

Анализ участников рынка. Выявление различных сегментов, их определение, отношение к компании, сужение фокуса исследования. По мере проявления картины, определение как в неё вписываются основные деловые возможности компании заказчика.

Сужение фокуса поиска информации. Запрос все более специфических типов информации. Составление таблицы данных и освещение сфер беспокойства и угроз. Что требует дополнительной информации. Конкретизация плана действий.

 

 

Тема № 7

Конкурент, продукция, рынок, сбор данных.

Сильные и слабые стороны. Стратегия, профиль конкурента. Создание таблицы-сводки для рассмотрения собранной информации. Сильные и слабые стороны стратегий конкурентов. Начало разработки профиля конкурентов заказчика и рынка. Профиль компании заказчика. Оценка внутренних и внешних источников одновременно. Профиль конкурентного анализа (компания заказчика и конкуренты).

Укрупнение развединформации по областям исследования. Определение известной и неизвестной информации. Области исследований ведут к ответам, цель которых - определение текущих и будущих стратегий.

 

Тема № 8

Анализ информации.

Потенциал рынка. Положение на рынке. Эффективность работы. Вся собранная информация. Определение планов действий, очевидного лидера отрасли (рынка). Результаты предварительного анализа собранной информации. Недостающие звенья. Критическая важность недостающей информации. Нужна ли она для продолжения проекта.

Выделение сегментов рынка. Определение стратегии для каждого сегмента.

Разработка и изложение обнаруженных сценариев и рекомендуемых действий. Определение потенциала компании заказчика и разработка её стратегии. Что происходит на рынках, кто на них лидер, кто ключевой участник.

 

Тема № 9

Представление полученных результатов и успешный результат

Использование полученной информации. Что она значит. Свежий независимый взгляд на происходящее на рынке. Передача найденной информации. Без грамотного представления не имеет значение, насколько хорошо сделан проект по ДКР. Решение. Стратегическое направление. Результаты анализа развединформации и планы рекомендуемых действий. Подготовка к передаче материалов заказчику. Составление отчетов. Передача материалов заказчику. Презентации. Критерии передаваемых материалов: полезность и измеримость.

 

Тема № 10

Полученные уроки.

Выигрыш, проигрыш. Направление рынка. Переход к следующему проекту ДКР. Анализ полученных уроков по выполненному проекту ДКР. Цель уроков: что делалось правильно, неправильно, как отразилось на бизнесе, понимание заказчика, конкурентов, динамики рынка, выявилась ли неполнота проекта, были ли альтернативы. Обзор полученных уроков. Таблица полученных уроков. Счет по проекту.

 

 

 

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР