Главная // Библиотека // Публикации // Общие вопросы конкурентной разведки //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
  Публикации
  Методические материалы
  Литература по КР
  Автоматизация
  Глоссарий
  Право
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 


Андрей Лошаков

"Конкурентная разведка - новая массовая профессия?"

Консалтинговый Центр «Лекс»,  1996г. 

На страницах нашей печати уже неоднократно сообщалось об Американском Обществе Промышленной Безопасности (ASIS), являющимся одним из крупнейших неправительственных объединений профессионалов частного сыска и охраны. С 1986 года в США существует и бурно развивается другая ассоциация, претендующая на роль ассоциации будущего. Ее название - Общество Профессионалов Конкурентной Разведки (Society of Competitive Intelligence Professionals, SCIP). За два последних года число членов ассоциации практически удвоилось и составило 3200 человек. В настоящий момент 90 процентов членов СКИП - американцы. Однако в планах руководства Общества - сделать ассоциацию международной. С этой целью решением Совета Директоров СКИП была создана специальная рабочая группа (International Task Force). Уже создан Европейский административный офис Общества со штаб-квартирой в Женеве. Разработаны механизмы создания местных отделений Общества (local affiliates) в Европе, Африке, Азии и Латинской Америке. В планы ассоциации входит организация административного офиса в Японии, проведение Международной Конференции за пределами США и большого числа международных семинаров. В настоящее время членами СКИП являются представители 35 стран.

Основная цель, которую преследуют создатели СКИП, заключается в признании конкурентной разведки в качестве новой массовой профессии и росте ее авторитета. Конкурентной разведкой, т.е. сбором, анализом и использованием информации о деловых конкурентах люди занимались давно, но вот идея о необходимости придания этому виду деятельности систематического, массового и открытого характера, невидимому, высказывается впервые.

Чем объясняют организаторы СКИП необходимость пересмотра наших представлений о конкурентной разведке? Какие методы формирования конкурентной разведки в качестве новой профессии предлагают?

По мнению создателей СКИП, необходимость признания за конкурентной разведкой самостоятельного вида деятельности обусловлено вступлением человечества в новый «информационный» и «динамичный» век. Прошли те времена, когда предприниматели могли позволить себе заботиться лишь о совершенствовании производственного процесса и системы управления организациями. В условиях жесткой конкуренции и быстрой смены технологий повышается значение информации о настроениях покупателей, политике государства и, главное, намерениях конкурентов. По мнению основателей СКИП, конкурентная разведка в массовом масштабе уже ведется и приносит солидные прибыли. Согласно проведенным опросам, из числа 3000 крупнейших компаний США 60 процентов уже занимаются конкурентной разведкой. (Для 500 крупнейших компаний этот показатель еще выше - 90 процентов). В компаниях, чьи сотрудники являются членами СКИП, на конкурентную разведку в среднем выделяется до 2 миллионов долларов ежегодно. По расчетам одного автора, затраты на разведывательную деятельность окупаются в среднем в 3 раза. Около половины информации о положении своей компании на рынке руководители получают от «разведывательных подразделений».

Однако, как утверждают инициаторы создания СКИП, несмотря на массовость конкурентной разведки, ей необходимо придать профессиональный и цивилизованный характер. Ведь не секрет, что азам разведывательного мастерства никто, кроме государства, еще не учит. Например, в США существует лишь один открытый колледж, имеющий четырехгодичную программу высшего образования по специальности «конкурентная разведка». Еще несколько колледжей имеют односеместровый курс. Неслучайно поэтому, что конкурентной разведкой занимаются люди самых разных специальностей и без особого опыта. Согласно опросам, проведенным сотрудниками СКИП, наиболее часто вопросами конкурентной разведки в организациях занимаются директора маркетинговых исследований (market research), аналитики рынка (competitor analyst) и хозяйственной деятельности (business analyst), специалисты по стратегическому планированию (strategic research analyst), промышленности (industry analyst) и информации (information analyst), сотрудники отделов конкуренции (competitive advantage) и анализа продукции и конкурентов (product and competitor аnalysis). 72 процента членов СКИП занимаются вопросами экономической безопасности не дольше трех лет. 60 процентам отделов, занимающимися различными вопросами конкурентной разведки - не более трех лет, 80 процентов отделов - не старше 5 лет.

Кстати, из-за неопределенности профессионального облика «конкурентного развечика» - и довольно расплывчатое, по правовым меркам, название самого общества. СКИП - это непросто что-то конкретное типа «охранники» или «детективы», как в ASIS, а нечто более общее, «профессионалы». «Конкурентная разведка» (competitive intelligence) тоже определяется достаточно широко. Это - «сбор, анализ и распространение информации о состоянии отрасли и направлении ее развития с целью укрепления положения компании на рынке». Таким образом, название СКИП можно было бы перевести как «Общество профессионалов по сбору, анализу, использованию и распространению информации, нацеленной на укрепление позиций компании на рынке и борьбе с конкурентами». Однако такой перевод представлял бы собой довольно громоздкую конструкцию.

Какими же методами создатели СКИП предлагают добиваться утверждения конкурентной разведки как новой массовой профессии и придать ей цивилизованный характер?

Во-первых, объединением тех людей, которые уже поверили в «законность» профессии, в ассоциацию единомышленников, которая способствовала бы установлению между ними профессиональных контактов и обмену опытом. К услугам членов СКИП предоставляется прекрасно изданный внутренний справочник, по которому легко найти любого профессионала - члена Общества. СКИП также проводит ежегодные конференции, на которых члены ассоциации имеют возможность встретиться друг с другом напрямую. В последние годы эти конференции стали пользоваться повышенной популярностью. Например, на ежегодную конференцию СКИП в 1995 году съехалось около 900 участников (почти половина всех членов), 52 компании выставили свои стенды, и еще 11 организовали демонстрацию своих продуктов. На локальном уровне ежемесячно проводятся конференции местных отделений Общества.

Во-вторых, СКИП ведет большую рекламную и образовательную кампанию. На многие свои мероприятия Общество приглашает всех желающих. Обществом издается большое число информационных и научных изданий, таких, как «SCIP Actionable Intelligence», «Competitive Intelligence Review» и специальный бюллетень о международных мероприятиях ассоциации. СКИП имеет свою страничку на Мировой Электронной Паутине, куда открыт доступ всем желающим.

В третьих, по мнению основателей СКИП, одним из непременных атрибутов массовой профессии является существование самостоятельной отрасли знания или методологии. Следует сказать, что организаторы СКИП активно работают над созданием такого багажа знаний. На страницах журнала «Competitive Intelligence Review» публикуется опыт наилучших компаний по организации сбора, анализа и использования деловой информации. Надо сказать, что научный уровень этих публикаций достаточно высок. Во многих статьях используется богатый математический, статистический и логический аппарат. Авторы знакомы с такими понятиями, как «случайная выборка», «надежность» и «достоверность» инструментов анализа. Многие авторы статей являются выпускниками ведущих вузов США и имеют ученые степени. В целом по СКИП 59 процентов членов имеют ученые степени и практически все члены - высшее образование.

В-четвертых, для придания конкурентной разведке цивилизованного характера основатели СКИП предлагают использовать специальный «Моральный Кодекс» (SCIP Code of  Fihics). Этот кодекс обязан соблюдать любой член СКИП. Большинство положений кодекса носят декларативный характер. Вместе с тем существует ряд требований, имеющих и вполне конкретное значение. Например, «строго соблюдать закон» и «предоставлять о себе правдивую информацию при установлении контакта с третьими лицами».

СКИП является неправительственной, некоммерческой и добровольной ассоциацией. Ее центральным органом является Совет Директоров (Board of Directors), состоящий из 15 человек. Совет Директоров возглавляет Президент (President). Президенту помогают Вице-Президент (Vice-President) и Секретарь-Казначей (Secretary-Treasurer).

В Обществе созданы три рабочие группы (task forcec) и 15 комитетов (committees). Компетенция центральных органов ограничена. В ведение ассоциации входит проведение учебных семинаров и конференций, публикация ежеквартального журнала, оказание помощи в проведении исследований, установление контактов между специалистами и организация местных отделений и филиалов. Основная работа СКИП проходит на местном уровне, где, как уже говорилось, проводятся ежемесячные встречи.

В следующей статье мы планируем более подробно рассказать о членах СКИП, их профессиональной деятельности и о том смысле, который они вкладывают в понятие «конкурентная разведка». 

Моральный Кодекс Члена СКИП

·         Настойчиво содействовать росту признания и авторитета профессии

·         Настойчиво и целеустремленно выполнять свои служебные обязанности, поддерживать высокий профессиональный и нравственный уровень

·         Придерживаться и быть верным политике, целям и задачам своей компании

·         Строго соблюдать закон

·         Сообщать о себе правдивую информацию при установлении контакта с третьими лицами

·         Хранить тайну своего клиента

·         Всячески пропагандировать и соблюдать настоящие принципы в своей компании в отношениях с клиентами, коллегами и прочими лицами.

 

Рабочие группы СКИП

·         по повышению квалификации

·         по кадрам

·         по международным вопросам 

Комитеты СКИП

·         комитет по организации и проведению ежегодных конференций

·         комитет по присуждению премий

·         комитет по работе с местными отделениями

·         комитет по пропаганде деятельности

·         комитет по учебной и исследовательской работе

·         комитет по этике

·         комитет по повышению квалификации профессионалов конкурентной разведки

·         комитет по организации и проведению осенних учебных программ

·         комитет по работе с членскими организациями

·         комитет по организации выборов руководящих органов

·         рекламный комитет

·         комитет по организации издательской деятельности

 

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР