В 2002 году издательство «ДМК Пресс» выпустило книгу с заманчивым названием «Конкурентная разведка в Internet. Советы аналитика». Тема действительно интересная, т.к. на сегодняшний день любая деятельность, так или иначе связанная с Интернет-технологиями, строится на поиске информации, необходимой для принятия разного рода решений.
При этом понятие «конкурентной разведки» применимо не только к ведению электронного бизнеса, но и характерно для любого некоммерческого Интернет-проекта, авторы которого позиционируют свой ресурс среди себе подобных. Что касается оффлайна, то и здесь стратегии конкурентной разведки с помощью сервисов Интернета могут сыграть далеко не последнюю роль в ходе анализа и разработки мероприятий по маркетинговой, финансовой, рекламной и прочим видам деятельности.
В краткой аннотации к книге говорится: «Книга посвящена возможностям использования Internet для ведения конкурентной разведки – достаточно новой отрасли информационного бизнеса. В максимально доступной форме приводится обзор наиболее полезных источников информации. В книге рассматриваются основные поисковые системы и удаленные базы данных... описываются простые, но в то же время достаточно эффективные способы их использования. Приводятся некоторые приемы аналитической работы и конкретные примеры их применения для решения практических задач...».
Как видно, книга затрагивает многие актуальные темы, в особенности такие, как эффективная работа с информационными источниками и примеры аналитической работы. Последнее представляет наибольший интерес своей практической ценностью и возможностью четко представить механизмы ведения конкурентной разведки с помощью всемирной сети.
Говоря о содержании книги, можно сказать, что теоретическая часть весьма удалась: читатель может получить немало интересной и полезной информации по классификации информационных источников в Сети (информационные агентства, базы данных, электронные СМИ, поисковые системы, каталоги Интернет-ресурсов и др.), методам и приемам получения необходимой информации (критерии выбора источника информации, существующие алгоритмы поиска). Отдельный раздел посвящен описанию языку поисковых запросов и характеристике работы с российскими поисковыми системами Яndex, Aport и Рамблер.
Несомненным достоинством книги является упоминание такого направления современной аналитической деятельности в Интернете (и не только), как Data Mining («раскопка данных»). В основе концепции Data Mining лежит шаблонизация информационных данных, отражающая внутренние взаимоотношения отдельных информационных фрагментов, классифицированных по ряду критериев. Тема Data Mining раскрыта поверхностно, даны лишь общие понятия и формулировки, однако, упрекнуть авторов в этом не представляется целесообразным: тема Data Mining является более широкой и глубокой для изучения, нежели подходящей под рамки книги по конкурентной разведке в Интернете.
Однако, все описанное выше будет представлять интерес для начинающего пользователя всемирной сети, который плохо понимает функциональность многих механизмов работы в Интернете, не знаком со многими понятиями и не разбирается в тонкостях использования информационных источников в Сети. Другими словами, книга ориентирована на раскрытие основополагающих моментов теории конкурентной разведки в Интернете. Что же касается практической деятельности, описание которой дано в Главе 3: «Аналитическая обработка информации», то тема раскрыта плохо, не содержит конкретных методик и не позволяет читателю выработать оптимальную стратегию работы с источниками данных в Интернете.
Тем не менее, надо отдать должное авторам книги, которые честно заявляют: «Разделы 3.1 и 3.2 («Оценка информации» и «Методы и приемы аналитической обработки информации»: Прим. автора) представляют собой краткий обзор публикаций, перечисленных в списке литературы». Несмотря на это, содержание упомянутых разделов заслуживает тщательного изучения и анализа со стороны читателя, ибо включает интересные мысли касательно классификации видов информационных данных.
Но это все-таки по-прежнему теория. Отражение практической работы по идее авторов должно заключаться в разделе 3.3 - «Основные типовые задачи». Раздел посвящен описанию некоторых задач, которые могут возникнуть в ходе осуществления конкурентной разведки: поиск данных о личности (конкретном человеке), поиск информации о коммерческой фирме, политической или общественной организации, поиск аналитической справки о состоянии отраслей промышленности.
Все бы ничего, но после краткого упоминания этих задач авторы слово в слово приводят на страницах книги содержание некоторых Интернет-ресурсов, отвечающих той или иной задаче поиска информации. К примеру, в разделе 3.3.3 («Поиск информации о политической или общественной организации»), рассматривающем «Движение сельских женщин Свердловской области», дана ссылка на источник в Интернете, после чего идут восемь с лишним страниц сплошного текста по уставу, руководству, программе, декларации и основным направлениям общественной деятельности данного движения. Возникает вполне закономерный вопрос: «Какая была необходимость цитировать выдержки из официальных документов движения, если вся представленная информация содержится на веб-сайте, ссылка на который присутствует в начале повествования?». Читатель, заинтересованный в методике и стратегии ведения конкуретной разведки в Интернете, уже по умолчанию имеет доступ в World Wide Web и может самостоятельно изучить информацию.
Раздел 3.3.1 («Поиск данных о личности») посвящен биографической справке и данным о деятельности В.А. Гусинского – личности известной не только в пределах Российской Федерации, но и за рубежом. Подход к изложению информации аналогичен разделу 3.3.3: указан источник в Сети, откуда взята информация, а далее на пятнадцати (!!!) страницах идет содержание упомянутого в источнике Интернет-ресурса плюс выдержки с новостных лент и серверов информационных агентств, сообщения которых освещают личность В.А. Гусинского или его деятельность. Большое недоумение вызвал сам Интернет-источник – скандально известный ресурс «Компромат.Ру», одно лишь название которого у разумно мыслящего человека должно вызвать скептицизм и недоверие.
Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод: никакой ценной с точки зрения решения практических задач информации в книге, к сожалению, не содержится. Банальная перепечатка данных не сумеет научить неопытного пользователя Интернета быстро и эффективно находить нужную информацию в соответствии с поставленными задачами конкурентной разведки.
Раздел 3.5.1 («Простейший контент-анализ») затрагивает социологические аспекты ведения конкурентной разведки в Интернете, а именно – методику анализа и обработки полученной информации. Социология – незаменимый инструмент в ходе любого исследования, однако, далеко не каждый читатель знаком с трудами Ядова и прочих известных социологов. Никаких пояснений или, как минимум, краткого введения в стратегию социологических исследований в книге нет, что делает ознакомление с данным тематическим разделом сложным для неосведомленного читателя (это при том, что в аннотации к книге указано, что «Издание предназначено для широкого круга читателей»).
Заключение
Книгу «Конкурентная разведка в Internet. Советы аналитика» можно считать прекрасным источником теоретических данных по стратегии осуществления конкурентной разведки в Интернете. Начинающий пользователь всемирной сети почерпнет из нее немало полезной информации, вникнет в механизмы работы с Интернет-источниками (поисковыми системами, базами данных и пр.), научится ставить задачи исследования и формулировать цели поиска необходимой информации. Практическая сторона вопроса, выведенного в название книги, отражена поверхностно, а часть издания, посвященная аналитической стороне конкурентной разведки, более опытному пользователю покажется недостаточной, требующей доработки и практических дополнений.
Об авторе
Петюшкин Алексей Валерьевич. Закончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности "Рекламное дело и PR". В Интернет-индустрии свыше 7 лет, автор более 100 аналитических и научных статей, посвященных вопросам информационных технологий, психологии рекламы, электронной коммерции, Интернет-маркетинга, usability, пользовательских интерфейсов, а также 3 книг.
Статьи были опубликованы во многих известных оффлайновых и сетевых изданиях, а также на серверах, посвященных Интернет-технологиям. Среди них такие, как "CHIP-Россия", "ComputerPrice", "Мир Интернет", "Компьютерная Россия", "Магия ПК", "Новое Знание", "Компьютерная Газета", "Санкт-Петербургские Ведомости", "Маркетер", "Raskrutka.Net", "eManual.Ru", "GetInfo.Ru" и др.
Автор является сертифицированным специалистом по дисциплинам "Нейро-лингвистическое программирование (НЛП)", "Интернет-маркетинг", "Язык разметки HTML".