Главная // Библиотека // Публикации // Сбор - Анализ - Прогноз //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
  Публикации
  Методические материалы
  Литература по КР
  Автоматизация
  Глоссарий
  Право
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 


Дж. Прайс (ИнфоАмерикас)

Конкурентная разведка в Латинской Америке:

встреча новой науки с практическим опытом.

«CI Magazine», № 4, 2000 г.

    

Латиноамериканские предприниматели, привыкшие в прошлом собирать необходимую им информацию в основном в салонных беседах, в нынешних условиях обостренной конкуренции вынуждены прибегать к услугам известных фирм, занимающихся предпринимательской разведкой. Однако последние сталкиваются в Латинской Америке с немалыми трудностями ввиду малочисленности финансовых отчетов местных компаний, скудности представляемых промышленными ассоциациями баз данных, ориентации деловой прессы преимущественно на деятельность крупных компаний, сосредоточения важной информации в узком кругу руководителей высшего звена. Это выводит некоторых профессионалов конкурентной разведки за рамки этических и правовых норм

 

Атмосфера предпринимательства в Латинской Америке претерпела в 90-х годах крупные изменения. Один из наиболее наглядных признаков происходящих перемен - возросшее присутствие иностранных компаний и 600-процентный рост прямых инвестиций. Все это стимулировало развитие консалтинговых и маркетинговых служб. Если иностранные компании завоевывали рынок не только посредством приобретения фирм, но и путем проведения соответствующих исследований, разработки стратегий и их продуманной реализации, то руководители латиноамериканского бизнеса обычно основывали свои инвестиционные решения на инстинкте, знании местных условий и связей. Теперь приходится перестраиваться и наиболее консервативным семейным конгломератам.

 

Если для первоначального вхождения в рынок достаточно ограниченных маркетинговых исследований и связей, то для длительного выживания на нем требуется конкурентная разведка (КР). Латиноамериканские руководители прибегали к ней и раньше, посещая эксклюзивные рестораны, гольф - клубы и коктейль - приемы, общаясь с другими представителями элиты и собирая различные слухи. Эти контакты оказывались весьма эффективными разведывательными каналами, позволявшими, с одной стороны, выявлять нужные факты, а с другой - распространять запутывающую соперников дезинформацию. Однако сегодня для принятия ответственных инвестиционных решений салонных слухов недостаточно. Поэтому руководители латиноамериканского бизнеса вынуждены нанимать специалистов из всемирно известных фирм КР и платить им по 150-500 долларов за час, чтобы получить надежные сведения о конкурентной ситуации.

 

Выполняя поступающие к ним запросы, представители консалтинговых фирм прежде всего отмечают недостаток в Латинской Америке публикаций с точными корпоративными данными. Процент открыто торгующих фирм невелик; многие ведут двойную бухгалтерию: одну - для налоговых органов и другую - для акционеров и потенциальных покупателей. Пока правительства латиноамериканских стран не наладят здесь эффективный сбор налогов, специалисты КР будут и впредь сталкиваться с немалыми трудностями.

 

Если в США и Европе промышленные ассоциации генерируют подробную информацию о своих членах, включая заработную плату, количество офисов и заводов, численность персонала, характеристику производственных линий и контактные данные о высшем руководстве, то в ряде стран Латинской Америки промышленные ассоциации подолгу порой не располагали обычными справочниками своих членов. И даже сейчас в них не найдешь подробных данных об иностранных партнерах, которые привлекали бы внимание сборщиков налогов.

 

Предпринимательская пресса Латинской Америки - другой исходный источник сведений для КР - быстро совершенствуется, однако все еще концентрирует свое внимание только на крупных компаниях. Торговые журналы находятся в стадии зарождения, а помещаемые в них статьи зачастую оказываются заранее проплаченными рекламными публикациями.

 

В законах большинства латиноамериканских стран провозглашен запрет неэтичной предпринимательской деятельности, включая неразборчивую корпоративную слежку. Однако, не питая особого доверия к собственной правовой системе многие предприниматели предпочитают не распространять информацию о своих компаниях.

 

В подобных условиях некоторые исследовательские фирмы используют и так называемый «творческий» подход к сбору разведывательных данных, выходящий за этические и легальные рамки, не гнушаясь, например, разборкой выбрасываемого конкурентами мусора. Одна латиноамериканская исследовательская фирма любит нанимать высокообразованных, знающих испанский язык иностранок, особенно - из США и Европы, для проведения интервью с интересующими их лицами. Предполагается, что иностранная внешность и интеллект смогут расслабить латиноамериканских бизнесменов и побудить их к раскрытию информации, которую они бы никогда не сообщили никому другому. Одной из таких дам, как говорят, удалось за двухчасовое посещение завода в Аргентине получить исчерпывающие данные о производственных затратах, включая потребление сырья, рабочей силы, упаковки, электроэнергии, накладные затраты, налоговые сборы, расходы на транспорт и маркетинг.

 

Известна также исследовательская фирма, нанимающая репортеров, специализирующихся на контактах с представителями конкретных видов предпринимательства и политических кругов - элитными группами, участвующими в принятии ответственных решений. Не связанные корпоративными нормами такие частные исследователи нужную им информацию при необходимости покупают. Другие фирмы нанимают уволенных сотрудников, еще не утративших доступа к информации с прежнего места работы.

 

К статье прилагаются некоторые показатели экономического развития шести латиноамериканских стран в 1999 - 2000 годах.

 

Об авторе

Автор является президентом ведущей латиноамериканской фирмы, занимающейся маркетинговыми исследованиями и стратегическим консультированием, с представительствами в США и ряде стран Латинской Америки.

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР