Это странная технология. С пользовательской точки зрения она обладает серьезной новизной и сулит множество увлекательных применений, однако ни одна из ее составляющих не является принципиально новой. Эксперты уверены в ее светлом рыночном будущем. Российские операторы связи стремятся застолбить место на будущем рынке, но пока что коммерческой выгоды здесь не извлекают. Потребителю из числа продвинутых пользователей не терпится, однако придется ждать еще год-другой - для массового распространения этой технологии нужна инфраструктура.
Речь о Wi-Fi - беспроводном доступе к вычислительным сетям. "Wi-Fi" упрощенно можно определить как технологию широкополосного (читай: быстрого или очень быстрого) доступа к Интернету без подключения к медным или волоконно-оптическим линиям. Достаточно внести ноутбук или карманный компьютер в зону приема радиосигнала, и вы онлайн. Компьютер при этом обязан, само собой, поддерживать Wi-Fi, для чего следует использовать специальную карту расширения. Во многие современные модели поддержка Wi-Fi встроена изначально. Оператор связи обеспечивает оборудование зон радиодоступа (называемых хотспотами) устройствами беспроводного приема-передачи данных и взимает плату с желающих.
Покупатель прав
Сейчас в мире 30 тыс. хотспотов. В России счет идет на десятки. Ожидается, что к 2005 году их число увеличится в пять раз. По прогнозу аналитической компании Gartner, беспроводная передача данных будет устойчиво развиваться на протяжении 10 ближайших лет, а к 2010 году сети передачи данных и сети голосовой связи технологически объединятся. Собственно, их взаимопроникновение уже происходит: мобильный телефон служит сносной заменой телефонному модему, а IP-телефония (передача голоса по интернету) теснит проводные телефонные сети.
По весьма осторожной оценке, уже сегодня как минимум каждый 10-й из продаваемых в России ноутбуков сделан по технологии Intel Centrino (т.е. со встроенной функцией Wi-Fi). Компания "Ф-Центр", владеющая сетью московских компьютерных магазинов, оценивает долю продаж ноутбуков с Centrino и вовсе в 34%. Зачем это, спрашивается, надо покупателям, если точки доступа к Wi-Fi есть лишь в нескольких российских городах, да и то далеко не на каждом углу?
Дело в очевидных преимуществах беспроводного доступа. Соблазнительно обладать устройством, которое можно использовать для выхода в интернет точно так же, как мобильный телефон используют для разговора.
Операторы стремятся на будущий рынок
Частотный диапазон, в котором работают устройства Wi-Fi, зарезервирован для нужд наших военных. Андрей Бескоровайный еще в бытность свою директором ФГУП "Главный радиочастотный центр" (в январе назначен заместителем министра связи) в беседе с корреспондентом "Известий" именно этим объяснил необходимость бюрократической процедуры получения разрешения на создание хотспотов. Для беспроводных сетей внутри помещений оформление носит заявительный характер и занимает месяц времени, а получение разрешения на создание зоны беспроводного доступа вне помещения может занять до 9 месяцев.
Для крупных операторов связи это не проблема, и они заранее, не дожидаясь потребителя, идут на рынок Wi-Fi. "Вымпелком" (торговая марка "Би Лайн") развернул зоны Wi-Fi в московском аэропорту Шереметьево-1 и в одной из близлежащих гостиниц. Доступ к интернету в этих зонах пока бесплатен. По словам директора по внешним связям "Мобильных ТелеСистем" Андрея Брагинского, во второй половине 2004 года компанией "будет запущена опытная зона Wi-Fi в Московском регионе": планируется создание хотспотов в двух аэропортах и трех гостиницах.
Все это работа на будущее, о серьезной прибыли пока речи нет. Андрей Шишло, директор по маркетингу и развитию услуг "Голден Телеком" (компания строила хотспоты в московских гостиницах "Пента Ренессанс" и "Аэростар"), говорит о том, что сегодня в "Пенте" - а это большая московская гостиница - одновременно в сети Wi-Fi работают 3-4 абонента, причем "на пике нагрузки". Правда, абоненты эти готовы платить $10 за час работы, или $30 в сутки (такова стандартная цена для гостиниц - не так уж дорого по сравнению, например, с поминутной оплатой гостиничного компьютера на турецком или кипрском курорте). В "Пенте" есть постояльцы, которые умудряются тратить на интернет сотни долларов.
Дополнительные сервисы
Для бизнесмена в поездке доступ к сети не сводится к электронной почте и вебу. Теоретически можно использовать подключенный к сети карманный компьютер как IP-телефон, что существенно дешевле стационарной связи. Региональный директор компании Avaya по Центральной и Восточной Европе, России и СНГ Дмитрий Иванников говорит о возможности использования офисной компьютерной сети и связи в любой точке мира: ноутбук или "карманник" становится пультом управления, который может, например, заставить офисный телефон позвонить по любому номеру. В поездке это дает существенную экономию на исходящих вызовах.
Для туриста интернет как способ связи (e-mail), тоже по причинам экономии, намного предпочтительнее телефонных звонков и даже SMS. Проблема в том, что неясно, как за услугу Wi-Fi платить. Нужен роуминг, т.е. возможность переложить на "своего" оператора связи обязанность рассчитаться за пользование хотспотами в поездке - так, как мы платим за разговор по "мобильнику" вне пределов своей сети. Пока что Wi-Fi-роуминга для российских пользователей нет. "Вымпелком" со временем обещает сотрудничать со швейцарской компанией TOGEWAnet, которая именно на роуминге и специализируется. МТС пока не обещает ничего. "Межрегиональный ТранзитТелеком" намерен развивать междугородный Wi-Fi-роуминг в пределах России. Заместитель гендиректора Виталий Слизень говорит, что пока "коммерции тут нет никакой", а перспективы связаны с рынком доступа к контенту. Таковым могут стать, например, видеопрограммы на мобильных устройствах.
Все наши комментаторы сходятся в одной оценке: российский рынок Wi-Fi наберет силу в течение полутора-трех лет.
Где искать хотспоты
Если вы хотите воспользоваться своим устройством Wi-Fi в зарубежной поездке, заранее побывайте на сайте wi-fi.org. С начальной страницы перейдите по ссылке "Wi-Fi ZONE" (вверху справа). Далее выберите "Wi-Fi Finder" (еще чуть выше и слева). Затем все просто: выбираем страну, после нее город и видим список мест, в которых развернуты точки беспроводного доступа. Каждая позиция этого списка представляет собой ссылку на детальную информацию, включая номер телефона, по которому можно уточнить расценки. Это имеет смысл делать. В некоторых московских кафе, например, можно получить доступ за 30 рублей в час, а в "Мариотте" то же удовольствие обойдется в $10.
Способ оплаты услуги на wi-fi.org указывается, к сожалению, не всегда. Для туриста предпочтительнее всего карта предоплаты. В этом случае проблем не будет, разве что остаток средств на счете пропадет без дела. Постояльцу отеля стоимость услуги либо включат в счет, либо также предоставят возможность купить предоплаченную скрэтч-карту.