Главная // Библиотека // Публикации // Сбор - Анализ - Прогноз //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
  Публикации
  Методические материалы
  Литература по КР
  Автоматизация
  Глоссарий
  Право
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 


МАРИЯ СЕЛИВАНОВА

Стукачи на работе

Сотрудники готовы доносить анонимно

«РБК daily», 30.05.2007

 

Сотрудники российских компаний готовы помогать владельцам бизнеса бороться с мошенничеством внутри предприятия, но сами фирмы не всегда предоставляют персоналу такие возможности. В частности, недостаточно эффективно используются возможности «горячих линий» и остается непродуманным вопрос защиты информатора. К такому выводу пришла компания Ernst & Young, изучая вопросы содействия персонала в пресечении мошенничества внутри компании.

 

Исследование в отношении мошенничества, взяточничества и коррупции внутри компаний проводилось Ernst & Young в марте 2007 года в 13 странах. В анонимном опросе по домашнему телефону во внерабочее время приняли участие 1300 сотрудников международных компаний, по 100 человек от Австрии, Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Чехии, Венгрии, Польши, Словакии и России.

Данные опроса E&Y свидетельствуют, что в большинстве компаний отсутствуют средства контроля мошеннических действий, которые ожидают сотрудники. Помощником в сложных ситуациях, по мнению 88% опрошенных, мог бы стать кодекс корпоративной этики, в котором должны быть прописаны правила жизни фирмы. Правда, во многих компаниях этот документ стоит в виде украшения на полке руководителя. О том, что кодекс реально действует, сообщили лишь 62% европейских респондентов. В России 46% опрошенных вспомнили, что такой документ они подписывали при приеме на работу, но не уточнили, работает ли он.

Тем не менее у компаний и помимо использования кодекса есть возможность получить необходимые сведения о мошенничестве внутри фирмы, если руководство способно услышать голос персонала. Лишь 45% российских респондентов утверждают, что они могут свободно высказать свои подозрения, в то время как в Европе этот показатель равен 57%. Основная причина, по которой работники отказываются сообщать о фактах мошенничества или взяточничества, боязнь мести.

Судя по данным исследования, россияне боятся мести коллег куда больше, чем европейцы. Большинство (62%) готово сообщить информацию по «горячей линии» компании, но анонимно. Причем 73% убеждены, что коллеги тоже «стучат», а 79% уверены, что «стучат» и их поставщики, и клиенты.

Европейцы же в 79% случаев предпочтут сообщить о своих подозрениях непосредственному начальству. Доля россиян, готовых последовать их примеру, равна лишь 34%. Исследование также показало, что соотечественники не доверяют службе персонала и юридическому подразделению компании: им сообщить о возможных нарушениях готовы лишь 23% опрошенных, в то время как в Европе этот показатель равен 43%. Между тем примерно равное количество европейцев и россиян (24%) готовы обратиться напрямую в правоохранительные органы с обвинениями, например в коррупции.

Эксперты делают вывод, что в борьбе с мошенничеством компаниям в России необходимо уделять больше внимания организации работы «горячих линий» и защите информаторов. «Несмотря на то что процент компаний, имеющих «горячие линии», в России ниже, чем в Европе, доля сотрудников, использующих их, значительно выше», объяснил руководитель группы по расследованию мошенничеств и содействию в спорных ситуациях Ernst & Young Иван Рютов. Исследование показало, что сотрудники в России видят в анонимной «горячей линии» наиболее удобный путь осведомительства, чем их западные коллеги.

Между тем вице-президент компании AGA Management Николай Фрейтак убежден, что почва для мошенничества непрозрачность самой компании, поскольку оптимизационные решения акционеров это огромное поле для мошенничества менеджмента. А наиболее эффективной мерой борьбы с мошенничеством внутри корпорации в России сегодня может быть только сильная служба безопасности.

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР