Мода на автоматизацию охватывает государственные ведомства. В будущем году Минэкономразвития намерено внедрить систему, позволяющую анализировать большие массивы информации.
Тендер Минэкономразвития выиграла корпорация "Галактика", больше известная в качестве разработчика систем управления хозяйственной деятельностью. Она представила на конкурс информационно-аналитический комплекс "Галактика-Zoom".
Как рассказал "Ведомостям" замруководителя департамента информационных технологий Минэкономразвития Александр Пронин, в тендере участвовали три компании, но назвать проигравших он отказался. Теперь специалисты министерства будут тестировать систему "Галактика-Zoom", чтобы решить, подойдет ли она министерству, а заодно соберут заявки от департаментов, которые захотят воспользоваться системой. На исследование потратят немного - 700 000 руб. Если система устроит чиновников, ее установка начнется в следующем году. Цена системы будет зависеть от аппетитов департаментов.
Система "Галактика-Zoom" автоматически анализирует большие объемы неструктурированной текстовой информации - данные, найденные в сети Интернет при помощи поисковых машин, публикации в СМИ или переписку по электронной почте. С помощью системы можно проводить исследование потенциальных угроз и тревожных тенденций, определять источники негативной информации, выявлять скрытые взаимосвязи людей, событий и процессов - в общем, делать то, чем обычно занимаются аналитические службы и подразделения информационной разведки. Система уже работает в ФСБ, ФСНП и Центризбиркоме, применяется она и в крупных корпорациях - "ЮКОСе", "ТвЭЛе", и в СМИ - например, в телекомпаниях НТВ и РТР.
В Минэкономразвития планируют с помощью новой системы наладить быстрый поиск нужных сведений и оперативно пополнять базы данных. К примеру, по базе публикаций в прессе системе был задан запрос о проблемах Омской области - в результате получился связный перечень экономических и политических трудностей, с которыми сталкивается регион.
Как рассказал руководитель департамента поисковых систем "Галактики" Александр Антонов, аналитическая система создает так называемый словарный спектр - т. е. набор слов и словосочетаний, характеризующих рассматриваемую выборку документов. По этим данным можно составить так называемый flash-report - т. е. моментальный "информационный снимок", характеризующий ситуацию, отмечающий ее сильные и слабые стороны. Например, проанализировав выборку СМИ, можно получить сложившийся в них образ анализируемых компаний, организаций или целой страны и отследить тенденции, возникающие в освещении ее проблем. Система позволяет находить слабые места, используя метод "белой вороны" - находя объект, сильно отличающийся от всех остальных.
Созданием информационно-аналитических систем, рассчитанных на первых лиц, занимаются также компании "Интеллсофт" и IBS, создавая так называемые ситуационные центры - рабочие места, предназначенные для VIP-клиентов: руководителей крупных корпораций, министерств и ведомств. Вице-президент компании "Интеллсофт" Александр Кукшин не назвал конкретных заказчиков, сославшись на коммерческую тайну, но отметил, что среди их клиентов несколько министров и руководителей регионов.
Недавно клиентом компании стал министр культуры Михаил Швыдкой: в его министерстве "Интеллсофт" и корпорация "Парус" устанавливают "информационно-аналитическую систему управления отраслью культуры".