Российской Федерации существует около тысячи алкогольных производств, даже те, кто является явным «нелегалом», пытается так или иначе позиционировать себя в масс-медиа. Видимо, сказывается стереотип восприятия «двигателя торговли».
Половина производственных мощностей позиционирует себя как легальный производитель, не гнушаясь, при этом, всевозможными схемами ухода из-под налогооблагаемой базы, поскольку себестоимость производства водки на 90% состоит из налогов и акцизов.
Кстати, масс-медиа изданиям, порой, для дальнейшего безбедного существования достаточно заполучить к себе в клиенты одного постоянного заказчика-«алкоголика». Любой пиарщик пояснит: у производителей алкоголя, как и прочих живых организмов, срабатывает стадное чувство, когда каждый хочет, «шоб у нас было не хуже, чем у ихних» (имеются в виду, естественно, конкуренты). Отсюда нескончаемый поток рекламного и PR-материала (я бы сказал, хлама) на тему алкоголя в журналах, не дающий, по сути, ни полезной информации, ни промоушена, ни продаж.
Проблема алкогольной отрасли неотделима от проблемы российского бизнеса в целом. Профессионализм собственников либо наемных менеджеров в России оставляет желать лучшего.
Этап каменного века в русском бизнесе сменился веком металла. Доходы, а не расходы определяют взаимоотношения СМИ и ликероводочной промышленности.
Экономическая эффективность уже давно перестала волновать алкобаронов они воруют у государства налоги и на эти деньги совершают безумные рекламные акции и PR-позиционирование в СМИ, причем мотив опять все тот же: «переплюнуть! доказать! ого-го! мы им всем покажем!».
Проанализируйте рекламную и PR-активность участников алкогольного рынка и скажите: что доказывают? То, что у них, как у всего «цивилизованного мира» тоже есть «пиар».
И такой подход к связям с общественностью лежит в основе всего как самих предприятий-производителей, так и в освещении деятельности самой отрасли.
Авторитетных аналитиков в области алкоголя нет! На всю страну вещает неоднозначный Шапкин со своей «национальной алкогольной ассоциацией» и «неподкупный» Кривомазов с журнальчиком «РУССКАЯ ВОДКА».
Все они претендуют на роль некоего гуру, который знает ответы на все вопросы и по любой проблеме имеет авторитетное мнение. Но если вы окунетесь в «возможные варианты сотрудничества» с ними на предмет освещения событий. То, узнаете, что мало-мальское упоминание о той или иной компании в официальных релизах имеет свою небольшую, но стоимость. Мелочь, а приятно сообщество информировано.
Так рождается притча об алкогольной сфере. Причем, на выходе (после всех согласований и утверждений) получается исключительно оптимизированно-жизнерадостная и адаптированная под нужный заказчику контекст информация.
Конечно, вполне объяснимо желание производителей алкоголя создать о себе крайне благоприятное впечатление. Но даже при этом многие «алкоголики» стараются ограничиваться лишь рекламными прожектами, не забираясь в область паблисити.
Причиной тому бизнес, построенный, мягко говоря, на крови. Деньги, инвестированные в производство алкоголя, зачастую были «намыты» в те смутные времена, когда никто не гнушался грязными методами накопления первоначального капитала.
Отсюда страх перед журналистами и желание предупредить любое негативное упоминание о себе жирным рекламным куском, брошенным на растерзание масс-медиа.
А необходимость объективной информации о происходящих событиях в сфере алкогольного бизнеса уже назрела. Критическая масса недостаточного информирования готова вылиться наружу. Осталось «дело за малым». Найти того, кто станет тем объективным и независимым аналитиком, готовым взвалить на себя освещение жизнедеятельности алкогольного рынка России, быть при этом лицом, пользующимся реальным авторитетом; задачей которого станет доносить не только сладко-елейные, бодрящие слух рекламодателя мысли, но и то, что, в самом деле, происходит в этой сфере алко-политики и алко-экономики.
Естественно, в такой огромной отрасли возникновение конфликтов неизбежно. Но пока это, скорее, напоминает бурю в стакане воды, гениально описанную Н.В.Гоголем в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Противостояние «NEMIROFF» и «SV» наиболее яркий тому иллюстратор. Компании, которые, смешно сказать, занимают сотые доли процента продаж на российском рынке, вдруг по классической гоголевской схеме решили стать врагами.
Понимаю, украинские выборы расставили их по разные стороны баррикад. Но при чем здесь бизнес? Подобное уже происходило у Шефлера с Логиновым. (Имеется в виду конфликт «РВВК-SPI» и пресловутого казенного предприятия «СОЮЗПЛОДИМПОРТ»).
Кстати, несчастный миллионер Шефлер до сих пор в розыске по обвинению в попытке покушения на Логинова. А Логинов проиграл Шефлеру судебный спор о принадлежности торговых марок даже во Вьетнаме. Я уже не говорю про Европу или США. Вот такой Гоголь-моголь.
Россия всегда слыла страной, где водка не просто горячо любимый напиток, а национальная идея. И, судя по всем экономико-социальным прогнозам, она таковой и останется.
Огромная страна с огромным алкогольным потенциалом. Мы - алкогольная нация. А потому борьба некоторых производителей за «место под солнцем» - всего лишь отражение несостоятельности и непрофессионализма менеджмента, тратящего силы, время, деньги на борьбу с тем, что, в принципе, является показателем здорового бизнеса с конкуренцией. Они всеми правдами и неправдами, огромными бюджетами пытаются доказать (в первую очередь, самим себе), что они живы, что они - лучшие, первые, the best, звезды!
А потребитель своим кошельком голосует почему-то не за них. И только тогда, когда придет понимание необходимости работать на конечного потребителя, а не уничтожать себе подобных, когда возникнет физическая потребность знать истинную картину происходящего в отрасли, только тогда возможен великий PR-перелом.
Если говорить о ближайшем будущем, то нас ждет просмотр чемпионата водочников, где главными призами выступят «МОСКОВСКИЙ КРИСТАЛЛ», «САМАРСКИЙ РОДНИК» и «ИРКУТСКИЙ КЕДР». Вот три монстра, которые в рамках РОССПИРТПРОМА (РСП) составляют 22-25% алкогольного рынка.
Есть еще с полторы сотни более мелких призов, но они уже поделены между сыновьями и зятьями губернаторов российских регионов.
Именно сейчас, в эти дни и ночи решается судьба активов РОССПИРТПРОМА. Война только начинается. За девяностые годы акулы бизнеса поднаторели в «гринмейле» (недружественных поглощениях), так что РСП на ближайший год станет жирной суповой костью для бывалых «гринмейлеров» и изворотливых чиновников.
Естественно, если рассматривать это с точки зрения пиарщика, тут будет, чем поживиться. Ну и потом есть старая философская притча о том, что торговцы не развязали ни одной войны, все войны устраивали вожди их племен. Вычислить тех, кто заинтересован в войне, нетрудно, но перед нами такой задачи не стоит. Посмотрим, кого укусят первым, и укусят больно, скорее всего, по уже сложившейся традиции, с помощью административного ресурса. Тогда все встанет на свои места и можно будет разложить до конца этот запутанный пасьянс.
Денег в алкоголе очень много. Гораздо больше, чем в теле- и радиокоммуникациях вместе взятых.
Поэтому появление игроков алкогольного рынка на телеэкранах будет вполне логичным, даже, несмотря на существующие запреты и ограничения.
Дело, как говорится, в «креативе». Широкими кадрами пойдут по каналам отчетно-выборные передачи, освещающие светскую и околосветскую хронику с дежурным набором известных персонажей, пьющих то, что наливают.
А наливать будут все и коньяки, и водку, и вино, и виски. Для более широких и демократичных масс прокатятся многочасовые и многосерийные рекламные ролики под скромным названием «Российский сериал на службе у АЛКОГОЛЯ».
Для того, кто хочет наесться бюджетом, вопрос лишь в том, чтобы оказаться в нужное время и в нужном месте… Народная примета: как только на страницах журналов и телеэкранах замелькали умные, «креативные» лица рекламщиков-пиарщиков, значит, где-то плавает большая рыба под названием «бюджет, который надо «распилить»!
Голодные, готовые написать все, за что платят деньги, они создают очередной сладкий миф об алкогольном бизнесе, о его несметных богатствах и перспективах глобального прорыва.
Но при нынешнем качественно-количественном составе игроков на алкогольном рынке таких перспектив нет. И только тогда, когда все участники алкогольной сферы (и старые и новые) будут поставлены государством в рамки закона, пред которым все равны, вне зависимости от удаленности от административного ресурса, появится предпосылка для создания независимого, неподкупного рупора - авторитетного в области анализа алкогольного бизнеса лица. Того, чья порядочность, неподкупность и государственный интерес (типа, мне за ДЕРЖАВУ обидно) основной залог появления объективно интересующей рынок информации.