(патентное картирование на вооружении конкурентной разведки)
Предоставлено автором.
Патент – это интеллектуальная собственность, правильное использование которой позволяет патентообладателю увеличивать свои активы. Это общеизвестно. Однако не всем известно, что патенты имеют ценность не только для их обладателя. Такую ценность придает патентам содержащаяся в них информация для принятия решений.
Патентная документация является уникальным информационным ресурсом. По данным ВОИС (1) в среднем около 70% раскрытой в патентах информации никогда больше не публикуется ни в одном источнике.
Одним из способов раскрытия ценности патентов является патентное картирование, представляющее собой графическую интерпретацию результатов процесса patent mining, т.е. поиска значимых трендов, паттернов и взаимозависимостей в патентных массивах.
За последние 5 лет патентное картирование развилось из простой идеи в новую важную дисциплину в области интеллектуальной собственности. Одна из причин столь бурного развития это впечатляющий рост информационных технологий в последние годы. Другая важная причина – это недавно возобновленный интерес к патентам и другой интеллектуальной собственности в директоратахбольшинства компаний списка Fortune 100.
Такие компании как AT&T, IBM и Lucent предприняли попытки стратегически подойти к своим патентам. Поскольку люди, вовлеченные в этот анализ, в основном занимали ключевые руководительские посты, стало необходимо взглянуть на патенты «с высоты птичьего полета» вместо весьма затрудненного анализа, проводимого патентными профессионалами. Патентное картирование предлагает этот «взгляд с высоты». Патентные карты дают возможность руководителям высшего звена увидеть и понять всю панораму патентования без необходимости прибегать к изучению всей сложности патентного права.
Есть множество различных типов патентных карт. Обычно они представляют собой или графическое отображение взаимодействия между одним патентом и ссылочно связанными с ним патентами (содержащимися у той же компании, или у конкурента) (Рис.1), или отображение целого патентного портфолио одной компании во взаимосвязи с портфолио конкурентов. Патентные карты позволяют без привлечения экспертов определить объекты поглощений, цели патентного кросс-лицензирования и будущие конкурентные угрозы, которые сложно обнаружить с помощью традиционных методов стратегического анализа. Также патентные карты могут помочь компаниям захватить патентную территорию, которую никто еще не защитил.
Рис.1 Пример ландшафтной патентной карты.
Для примера – патентная карта может определить все патенты, имеющие целью улучшения в производстве крыльев для самолета. Используя эту карту, вы сможете обнаружить своих конкурентов, о которых вы и не подозревали по причине того, что это маленькие компании с одним-двумя патентами, косвенно касающимися разработок по улучшению самолетного крыла. Вы также сможете определить кто еще в промышленности может заинтересоваться лицензированием ваших разработок и кто обязательно должен купить у вас лицензии (в случае если его патенты базируются на ваших собственных). Наконец, вы сможете обнаружить технологию, которая поможет вам в собственном производстве икоторая подлежит кросс-лицензированию.
Еще лет через десять должность «патентного картографа» может стать стандартной позицией в высокотехнологичных и конкурентоспособных компаниях. Сегодня эту работу (особенно в России) делают немногие, что открывает перед разработчиками и исследователями большие перспективы. Заправим в планшеты патентные карты?
Алёхин Алексей – директор консалтинговой компании «Проблем Нет» г. Курск, специалист в области управленческого консультирования и информационных технологий в экономике. Вопросами поддержки принятия стратегических решений на основе патентной информации занимается с 2001 года. С ним можно связаться по адресу: [email protected]