Главная // Библиотека // Публикации // Конкурентная разведка и ПЭВМ //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
  Публикации
  Методические материалы
  Автоматизация
  Право
  Глоссарий
  Литература по КР
Услуги
Вакансии
Контакты
Партнеры

Поиск по сайту:

 

       

 


Печенкин И.А.

Проблемы автоматизации деятельности аналитика                         

Из выступления на круглом столе:

«Российская аналитика: от практики к методологии»,  14.10.2003г.

(http://www.informburo.net/index.php?option=articles&Itemid=58&topid=0#)

 

В преддверии своего выступления я хотел бы поблагодарить хозяев уважаемого заведения и всех присутствующих здесь представителей цеха аналитиков и коллег из отрасли информационных технологий за предоставленную возможность воочию ознакомиться и глубже понять проблематику современного состояния дел с информационно-аналитической деятельностью в России. Яркие выступления предыдущих докладчиков позволили мне лучше уяснить насколько серьезными являются проблемы современного аналитического сообщества и какие трудности встают перед информационным аналитиком при выполнении им своих профессиональных обязанностей.

 

Если говорить о возможностях автоматизации деятельности аналитика, то, на мой взгляд, необходимо обратиться к истории автоматизации, компьютеризации человеческой деятельности в разных областях приложения. Давайте вспомним: куда приходила автоматизация? Как продвигалось программное обеспечение, захватывая все новые и новые области деятельности человека?

 

Как правило, условия для автоматизации (формализации) человеческой деятельности возникают тогда, когда в ходе такой деятельности или существуют элементарные, неделимые операции человека, имеющие свойство цикличности, рутинности их выполнения, или деятельность снабжена мощным теоретическим аппаратом, описывающим законы и закономерности этой деятельности, обладающим набором методов, техник и моделей поведения в зависимости от состояния параметров внешней среды.

 

Развитие информационных технологий, если рассмотреть ретроспективу этого развития, происходило в направлении от автоматизации процессов человеческой деятельности, формализованных уже по своей сути к постепенному охвату процессов, формализуемых сначала логикой деятельности человека, предприятия, затем деловой практикой профессиональных сообществ.

 

Давайте посмотрим, как электронная вычислительная машина входила в человеческую деятельность? Каково было её изначальное предназначение? Автоматизация математических расчетов, позволяющая быстро моделировать различные ситуации в зависимости от тех или иных изменений внешней среды (ядерные реакции, полеты в космос, полеты на Луну).

 

По мере развития аппаратных средств компьютер вошел в деловую практику для автоматизации бизнес процессов предприятий. Одними из первых компьютерных программ — это были программы автоматизирующие составления бухгалтерской отчетности, заформализованной законными и нормативными актами государства. Так возник класс программ бухгалтерского учета.

 

Следующим наиболее формализованным блоком человеческих отношений в области бизнеса являются финансы. С наиболее подготовленным математическим аппаратом, описывающим законы изменения объектов на этом поле. Соответственно возник класс программного обеспечения, призванного облегчить (читай автоматизировать) работу специалистов в этой области. Программы финансового учета, финансового анализа, финансового моделирования заняли достойное место в ряду своих собратьев.

 

Развитие теории управления предприятием, инжиниринга внутрифирменных процессов, организационных структур в ответ на изменения внешних условий хозяйствования, подвело системы автоматизации к логическому результату - созданию систем планирования и управления внутренних ресурсов предприятий. ERP -систем, направленных на снижение внутрифирменных издержек, поиску и привлечению внутренних резервов.

 

Глобализация рынков, сокращение сроков жизни создаваемых продуктов, усиление конкуренции привело экономические теории к созданию технологий управления взаимоотношений с клиентами ( CRM ). Эти стратегии направлены на максимально возможное накопление истории взаимоотношений с клиентами, касающейся всех возможных аспектов таких взаимоотношений, обеспечивающие его максимальную лояльность и удержание за счет удовлетворения его потребности в нужный момент времени в одном месте из одних рук с гарантированным качеством. Такие изменения принципов хозяйствования предприятий дали толчок созданию программных продуктов в области CRM -систем.

 

Развитие научных исследований в области моделирования деятельности человеческого мозга, опыты в области создания искусственного интеллекта, дали разработчикам математические аппараты для создания программных продуктов в области нейронных технологий,, интеллектуального поиска в неструктурированной текстовой информации ( Text Mining ), системы извлечения данных и систем распознания образов ( Data Mining ). Разработки в этой области привели к созданию технологии управления знаниями ( Knowledge Management ). Что фактически знаменует собой готовность специалистов в области разработки программных продуктов перейти к автоматизации областей человеческой деятельности, трудно поддающихся формализации, к которой можно отнести и процессы анализа информации.

 

Суть работы аналитика заключается в сборе исходных данных, первичной информации в предметной области, её обобщении, установлении причинно-следственных связей влияния одних фактов на другие, прогнозированием развития ситуации в будущем на основании полученных результатов анализа и имеющегося опыта развития ситуаций с аналогичными параметрами построенной модели. При этом сопоставление всех фактов, установление связей в прогнозируемой модели ситуации настолько тонко, настолько неочевидно, что сразу возникает вопрос о существовании элемента интуиции и творчества в работе специалиста в области информационно-аналитических исследований.

 

Как только речь заходит о неизмеряемых параметрах, об элементах хаоса, а творчество в своих корнях имеет свойства хаотичности, трудно структурируемой и формализуемой, то в этих условиях, на первый взгляд, элементы автоматизации процессов, программируемости действий должны отступить.

 

Однако, как всегда это бывает в жизни, всё оказывается и проще, и сложнее одновременно. Можно сказать о том, что в настоящее время отсутствие надлежащего теоретического аппарата в области деятельности информационного аналитика сдерживает процесс автоматизации его труда.

 

Так если мы будем рассматривать деятельность специалиста информационно-аналитической компании, отдела, то можно определить, что в свой деятельности аналитик выполняет ряд последовательных операций. Это сбор информации, её анализ, обобщение, формулировка выводов. На самом деле эти операции не являются отличительной особенностью деятельности только аналитика. Эти операции присуще любому специалисту, работающему в своей предметной области, включенному в процесс обработки информации и её подготовки для принятия управленческих решений верхним уровнем управления или в фискальных целях, для её дальнейшей обработки органами государственного аппарата. Соответственно различие в инструментах обработки будет определяется лишь различием источников поступления информации, существующим набором методов и техник обработки и анализа полученной информации, и требованиями к формам подачи выводов (обработанной) информации.

 

Основные источники информации аналитика это документы, как правило, имеющие текстовый формат предоставления информации, а также базы данных, и незначительную, но все более возрастающую часть, составляют источники визуальной информации — графики, фотоизображения, видеоматериалы. Соответственно, инструменты, которые должны обеспечить аналитику сбор необходимой информации — это различного рода поисковые машины. Программные продукты, осуществляющие функции поиска необходимой информации, на основании нечетких, неформализованных запросов эксперта. Эта область как хорошо понятная, обладающая научно обоснованными методами и техниками работы, подверглась наибольшей степень автоматизации труда. Что хорошо видно на примере представленных здесь компаний, активно пропагандирующих свои технические решения в этой области.

 

Возможности автоматизации деятельности аналитика в области задач анализа полученной информации, определяется наличием научно-обоснованных методик, техник и моделей работы в данном сегменте процесса анализа. Мы имеем хорошо проработанный аппарат в этой области у родственной специальности - специалистов в области маркетинга, который представлен широким спектром методик и моделей для выполнения анализа и прогнозирования ситуаций. Но рынку пока мало известно средств программного обеспечения в области информационного анализа, помогающих моделировать жизненные, социальные ситуации в зависимости от складывающихся неформальных обстоятельств, трудно поддающихся следованию объективным рыночным законам. В качестве примера: возможно, провести маркетинговое исследование возможности выхода той или иной компании, выпускающей газированную воду, на один из региональных рынков. И, возможно, с точки зрения объективных законов рынка исследование покажет хорошие перспективы выхода на этот рынок у этой компании, особенно если она вооружена хорошо развитой торговой маркой в этой области. Но аналитическое исследование тех же действий может показать совершенно обратную картину, потому что оно затронет другую сторону человеческих взаимоотношений, которая не регулируется законами рынка, этой стороной является сеть неформальных взаимоотношений субъектов. В таком исследовании уже важную роль будут играть категория связь субъектов, их устойчивость (валентность), сила административного ресурса, оценка криминальной и политической ситуации в регионе. То есть область исследования лежит в плоскости больше социальной, чем рыночной, а здесь уже действуют другие законы и модели.

 

Поэтому, возвращаясь к вопросу о том, возможна ли автоматизация деятельности специалиста в области информационно-аналитических исследований, я бы ответил — да, она автоматизируема, если сообщество профессионалов в данной предметной области будет готово вооружить и вооружиться системной теорией, позволяющей моделировать и обосновывать модели развитие ситуаций в зависимости от взаимодействий субъектов их исследований и влияния внешних факторов на эти взаимодействия. На данный момент просто насущно необходимо профессиональное объединение, которое бы взяло на себя функции выработки терминологии этой области, пропагандировала бы лучшие практики исследований, продвигало научно теоретические исследования данной области.

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР