Главная // Библиотека // Публикации // Сбор - Анализ - Прогноз //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
  Публикации
  Методические материалы
  Литература по КР
  Автоматизация
  Глоссарий
  Право
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 


Куинн Дж.Ф. (Quinn J. F.)

Возможные формы сбора экономической информации

Commercial intelligence gathering. Jetro and the Japanese experience. May 1994

OPSEC Conference in Lc Lean Virginia, USA.

  

По мере завершения «холодной войны» на смену традиционным противникам, с которыми тогда приходилось иметь дело спецслужбам США, пришли совершенно новые соперники - уже на экономическом фронте. Причем зачастую такие конкуренты оказываются союзниками и торговыми партнерами Соединенных Штатов. В связи с этим дискутируется вопрос о целесообразности участия государственных разведывательных служб США в промышленном шпионаже. Представители американских спецслужб и американский бизнес в своем большинстве отвергает эту идею. Однако все выдвигаемые при этом возражения основаны на предположении, что собирать важную экономическую информацию можно только противоправными методами - без учета различий между предпринимательской разведкой и промышленным шпионажем. Между тем, как известно, предпринимательская (конкурентная) разведка ориентирована на сбор необходимой информации законными методами, не противоречащими существующим этическим нормам. 80 - 90 % такой информации можно почерпнуть из открытых источников.

Промышленный шпионаж, напротив, предполагает хищение конфиденциальной и секретной информации, тайную вербовку источников в конкурирующих фирмах и т.п.

 

По мере обострения конкуренции в 90-х годах необходимость предпринимательской разведки стала одним из актуальнейших вопросов, занимающих деловую общественность США. В этой связи небесполезен соответствующий опыт Японии.

 

Разведывательные организации Японии подразделяются на правительственные и частные. Первые из них весьма малочисленны, и ориентированы на сбор преимущественно экономической, маркетинговой и технической информации, при осуществлении которого поддерживаются тесные контакты с частным сектором. Ведущую роль на этом поприще играет Ассоциация поддержки внешней торговли (JETRO), входящая в состав Министерства международной торговли и промышленности.

 

Ассоциация JETRO включает 33 центра торговой информации и 51 центр экономической интернационализации в стране, а также 48 представительств и 28 специализированных центров за рубежом. В ее штат входят около 1200 человек, половина которых работает за пределами страны. В функции JETRO входит исследование экономических тенденций в стране и за рубежом, сбор и анализ информации об экономике, торговле, промышленности, технологии, продукции, рыночных тенденциях и т.д. По результатам анализа публикуются доклады на японском и английском языках.

Располагая широкой сетью своих сотрудников и тесными связями с частным сектором, JETRO смогла собрать разведывательные данные, способствовавшие обретению японскими корпорациями выгодных конкурентных позиций на мировом рынке. И хотя в последнее время акцентируется внимание на предоставление Ассоциацией JETRO информационной поддержки зарубежным фирмам, стремящимся к поставкам своих товаров и услуг на японский рынок, главные задачи JETRO не претерпели существенных изменений.

 

Применительно к условиям США можно было бы предложить создание частной исследовательской организации, удовлетворяющей нужды американского бизнеса. Осуществляя предпринимательскую разведку, такая организация может поддерживать контакты как с правительственными ведомствами страны, так и с частным бизнесом и прочими исследовательскими организациями. Результаты ее работы должны быть доступными американским фирмам и отдельным лицам на правах членства и с компенсацией производимых ею затрат. Само собой разумеется, что предлагаемая организация не будет прибегать к тайным методам информационного сбора.

 

Сформулированное выше предложение соответствует сложившейся в последнее время тенденции «приватизации» разведки, о чем свидетельствует растущее число фирм, поставляющих разведывательные материалы как правительству, так и частному сектору.

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР