Современные методы управления предпринимательской деятельностью (менеджмент) ежедневно требуют новой информации о положении той или иной финансовой, деловой структуры на отечественном и международном рынке. Эти сведения (тем более, конфиденциальные) становятся товаром, который производится, помогая предпринимателю защитить свой бизнес от конкурентов, принять верное решение и выжить (до следующей схватки) в условиях жесткой конкуренции. Они же продаются и покупаются, вымогаются и похищаются для того, чтобы "раздавить" конкурента. Работу по обеспечению защиты и добыче информации в конкретных условиях рынка ведут различные частные структуры (службы безопасности, детективные агентства, аналитические центры и т.д.).
Хотим мы этого или не хотим, пугает нас само словосочетание "конкурентная разведка" или не пугает, укрепляющий свои позиции российский рынок, подталкивает к пониманию того, что методы частной разведки в сфере обеспечения безопасности современного бизнеса - это объективный процесс рыночных отношений. Его нельзя остановить по желанию или приказу кого-либо. Реальность современного российского рынка настоятельно требует понимания этого процесса на государственном уровне, законодательного расширения рамок деятельности негосударственных структур безопасности и тем самым взятия под строгий государственный контроль той специфической части деятельности официальных частных служб безопасности, которой они в настоящее время вынуждены заниматься практически нелегально. Оглядки на существующие ныне законы, якобы регулирующие (а, попросту говоря, ограничивающие) деятельность СБ., чреваты. Повсеместный отстрел российских бизнесменов (да и не только их), оставленных государством один на один с преступным миром и лишенных легальной возможности за свои же деньги защитить свою жизнь, тому свидетельство.
Таким образом, уже сейчас совершенно ясно (и только ангажированный человек не видит этого), что в случае расширения законодательным путем рамок деятельности негосударственных структур безопасности, в которых пока работают в большинстве своем квалифицированные кадры, прошедшие государственную подготовку и имеющие большой практический опыт - это совершенно бесплатная помощь задыхающимся государственным спец службам.
При умело руководимом и управляемом процессе взаимодействия государственных и негосударственных структур безопасности стороны только удвоят свои усилия в борьбе с преступностью и терроризмом.
Понимание внесения в корпоративную разведку (а это составная часть общей работы СБ.), элементов профессиональной предпринимательской этики придет позже, если уже не приходит. Кстати, так и случилось на Западе. Но и там, на благополучном западном рынке, постоянно возникают скандалы, связанные с промышленным шпионажем, даже на государственном уровне. Рынок - есть рынок, конкуренция - есть конкуренция. Однако, западные предприниматели, в отличие от наших доморощенных бизнесменов, уличенные своими коллегами в промышленном шпионаже, отвечают за свои противоправные действия по закону. И, в случае доказательства их вины, выплачивают огромные денежные штрафы.
Поэтому, многие западные, а за ними и некоторые продвинутые российские частные структуры безопасности, всячески избегают того, чтобы тень понятия "промышленный шпионаж" легла на их деятельность. И редко кто из руководителей СБ. частных предприятий признается, что самые ценные проценты информации собираются оперативным путем через источники, технические средства, промышленные отходы и т.д. Весь этот конгломерат конфиденциального материала ложится на стол аналитику. Он обрабатывает эти сведения и получает новое оперативное знание, ведущее к выживанию субъекта рыночной экономики.
Аналитика в деле обеспечения безопасности предпринимательской деятельности все эффективнее внедряется в новое российское бытие. Аналитическая деятельность, когда - то бывшая уделом спецслужб, придворных политических обозревателей, ученых и т.д., активно встает на службу бизнесу, становится материальной движущей силой и защитой рыночной экономики. Элитарная сфера приложения человеческого интеллекта все больше привлекает к себе представителей бизнеса, негосударственных структур безопасности. Они охотно постигают трудные азы аналитики на кратких семинарах, проводимых немногочисленными аналитическими центрами.
Настойчиво встает вопрос о включении изучения основ аналитики на постоянной основе в частный образовательный процесс. Первые семинары по практической аналитике проведены на базе Академии Международного Делового Сотрудничества (АМДС), Международной Контртеррористической Тренинговой Ассоциации (МКТА) и Российского Государственного Института Интеллектуальной Собственности (РГИИС). Участниками семинара стали студенты РГИИС, руководители и сотрудники частных СБ. и охранных предприятий - слушатели АМДС. Возраст студентов от 20 до 50 лет. Образование от средне - технического и незаконченного высшего до высшего. Теоретические занятия проходили в виде лекций и свободного обсуждения вопросов. На практических занятиях слушатели готовили аналитические документы на базе предварительно собранной ими открытой политической, экономической, финансовой и специальной информации. На подготовку аналитического документа по 4-6 листам анализируемого печатного материала отводилось до 2-х часов. Время использовалось свободно - по рабочему варианту в аналитическом отделе (можно было делать перекур, выходить в коридор, обмениваться мнениями и т.д.). Занятия заканчивались "разбором полетов".
Анализ проведенных теоретических занятий и практических семинаров, показал, что в основном:
·материал теоретических занятий воспринимается с определенными натяжками,
·первые практические занятия вызвали серьезные трудности,
·с практическими заданиями лучше справлялись слушатели, уже имевшие некоторый опыт подготовки аналитических документов,
·на повторных практических занятиях число слушателей, условно удовлетворительно справившихся с аналитическими задачами, несколько возросло,
·выражено единодушное мнение о полезности проведения занятий по практической аналитике на постоянной основе.
Основными трудностями, с которыми столкнулись слушатели, были следующие:
·слабое знание русского языка, отсутствие навыков письма, неумение пользоваться имеющимся материалом (выделить главное),
·непонимание основ написания аналитических документов (часто предварительный материал просто буквально переписывался без должного анализа и выводов),
·недостаточная теоретическая и профессиональная подготовка.
Учитывая, что аналитическая деятельность по своей внутренней природе специфична, трудно говорить о практике её преподавания в обычном смысле слова. Многие специалисты сравнивают работу аналитика с творчеством ученого, исследователя, писателя, журналиста. Можно добавить: в ряде случаев - вместе взятых. Практика аналитической работы в СБ. показывает, что аналитик должен:
·иметь развитый интеллект (от природы),
·обладать способностью к самосовер шенствованию (характер, практика),
·знать специфику деятельности предприятия, учреждения, фирмы, банка (учеба, практика), иметь представление об оперативной работе (учеба, практика),
·работать (писать) в форсмажорных обстоятельствах (характер, практика),
·и еще многое другое...
Естественно, все эти обстоятельства нужно учитывать при разработке учебной программы, наборе слушателей и студентов, желающих посвятить себя данной профессии. Одновременно следует заранее предполагать, что конечный продукт учебного процесса не всегда окажется будущим аналитиком.
В данной статье нет попыток, охватить все стороны практической аналитики, поскольку аналитика как предмет еще требует своего всестороннего осмысления. Мы только попытаемся приоткрыть дверь в этот заманчивый мир творческого анализа для начинающих аналитиков, мечтающих попасть в систему негосударственных структур безопасности. Для людей, которые хотят постичь азы науки мышления, устно и письменно правильно и четко излагать свои мысли. Уметь искать и находить нужную информацию, а поэтому познать нормы и правила человеческого общения. Испытать радость или горечь (последнее чувство обычное для начинающих аналитиков и в этом нет ничего зазорного) от процесса подготовки и выпуска в свет первого самостоятельного аналитического документа. Думаем, она вызовет интерес у руководителей предприятий, начальников и кадровиков СБ. и организаций, которые постоянно испытывают трудности с приемом на работу квалифицированных аналитиков. Да многие кадровики и не представляют себе, какие же кадры нужны для аналитики, какие требования предъявлять к кандидатам на данную профессию. А время учить и учиться аналитике уже наступило.
Кстати, этот важнейший вопрос пока достаточно не освещен в специальной литературе, которая обычно останавливает свое исследование на этапе сбора информации.
Аналитика - знание - информация.
Современный мир каждодневно обогащается новыми знаниями, получая их из научных открытий и научных трудов, популярной научной литературы, беллетристики, произведений художников, СМИ и т.д. Философский словарь определяет знание как "продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого мира".
Методы познания, как таковые, применяются нами бессознательно везде и всегда, с самой первой минуты нашего рождения. Мы мыслим абстрактными категориями, используем законы логики, с их помощью ежесекундно изучаем окружающий нас мир. Но, как известный мольеровский герой не знал о том, что всю жизнь говорит прозой, так и мы не задумываемся о том, что всю свою сознательную жизнь живем и действуем по данным нам природой законам мышления.
Человеческое сознание не в состоянии охватить сразу все накопленное знание. Поэтому каждый человек получает необходимые ему сведения частями, которые складываются в слова, предложения, тексты, символы, цифры, формулы, уравнения и т.д. В структурированном виде, все это является знанием - информацией о каком-либо событии, факте или явлении.
В соответствии с Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации": "Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления".
Накопленная человечеством информация не может оставаться "мертвой". Она объективно востребована для извлечения полезного знания из прошлого опыта. Это полезное знание используется для обучения современного поколения. Современное поколение, основываясь на прошлом знании, добывает новое знание и т. д.
Угроза существования "мертвой информации", (разрыв между уже добытым человечеством знанием и низкой степенью его востребованности из-за объективно существующих проблем: трудно доступности или дороговизны его получения) была ликвидирована созданием всемирной информационной системы Интернета, которая приобщила к общемировым информационным источникам миллиарды людей.
Предвосхищая современный информационный бум, В.И. Вернадский писал в своей статье "Несколько слов о ноосфере": "...Мощь его (человечества) не связана с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом.... И перед ним его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".
Сегодня информация становится "локомотивом" процесса мировой глобализации, предвестником общемировой "стандартизации" человеческого сообщества.
Одновременно с этим, специфические свойства информации (её негативное влияние на человеческий мозг при целенаправленном воздействии, пропагандистском и техническом её оснащении) превращают информацию в грозное оружие 21-ого века, наряду с другими мощнейшими видами вооружения, изобретенными человечеством для своего уничтожения.
Борьба между позитивным и негативным воздействием информации на умы людей является объективной реальностью, в горниле которой в ближайшей перспективе и будет выковываться новый этап эволюции человечества.
Знание - информация делится, на:
·эмпирическое знание (экспериментальное), полученное в своем "первозданном" виде в процессе изучения учеными законов природы и эволюции человечества в таких науках как химия, физика, археология, ботаника, зоология, палеонтология и т.д.
·логическое знание (аналитическое) математика, астрономия, молекулярная физика и т.д. Это расширенное знание, углубленное познавательным процессом человека. Здесь большую роль играет научное предвидение, интуиция.
·обыденное знание - традиции, нормы и правила поведения, национальные особенности и т.д.
·оперативное знание - информация, необходимая для повседневной ориентации человеческого сообщества в политических, военных, социально - экономических проблемах, вопросах научно технического развития, предвидении социальных, техногенных и природных катаклизмов и т.д.
·"протознание" -архивное знание.
Вместе с тем, все эти деления условны, поскольку человеческое знание - это единый процесс познания окружающего нас мира, где один вид знания перетекает в другой, где одно знание устаревает и его сменяет новое. Исток этого процесса находится в повседневной человеческой практике, а сама река знания формируются в мозге человека и, расширяясь, несется через различные пороги к своему устью - познанию абсолютной истины. То есть, проще говоря, к тому, чтобы узнать, кто мы есть, зачем пришли в этот мир, что мы в нем и с ним обязаны делать?
Оперативная информация частных структур безопасности (закрытая и открытая), добываемая (легальным путем и специфическими средствами) - это только частица общечеловеческого оперативного знания. Она необходима для обеспечения безопасности деятельности предпринимательских структур и обладает только ей присущими свойствами, обусловленными объективными законами развития рыночной экономики и системы её охраны.
Основная цель получения такой оперативной информации - выживание предпринимательской структуры в конкурентной рыночной среде, которую в основном формируют государственные органы, конкуренты-предприниматели, криминальные структуры. Экономические условия рынка регулируются законами товарного производства, но опутаны многочисленными сетями государственных законов, правилами рыночной конкуренции, порождающими криминал. Жить, действовать разумно в этих жестких рамках и выжить - можно только при условии хорошей информированности о планах государственных чиновников, конкурентов и криминальных авторитетов.
Простой пример, предприниматель и его СБ. тратят очень много времени и финансовых средств, чтобы наладить контакты в госструктурах, курирующих бизнес. Они нашли, в конце концов, подходы к нужным чиновникам, но тут внезапно узнают о реорганизации правительства ... и выясняется, что все их усилия были напрасными. Нужно начинать все заново. Для того чтобы предвидеть все нюансы развития кризисной ситуации, необходима информация и, прежде всего, информация:
·закрытая, конфиденциальная,
·упреждающая, прогнозирующая.
Остальное - дело аналитика, который на её основе выдает то или иное решение проблемы. Нехватку информации аналитик восполняет своей интеллектуальной способностью к анализу.
Сегодняшний аналитик - наемный работник умственного труда, который продает свой товар интеллектуальную способность в её различных проявлениях предпринимателю, путем предоставления последнему аналитически выверенного нового выводного знания, на базе которого тот должен в принципе строить тактику и стратегию развития своего дела (бизнеса).
Подготовленный аналитиком новый документ тут же отчуждается от своего создателя, поскольку в него вносятся те или иные поправки и новое выводное знание становится коллективным творчеством СБ. и руководства фирмы, предприятия, банка и т.д., то есть интеллектуальной коллективной собственностью.
Важно отметить, что подготовленный специалистом аналитический документ (при всей его объективности) может быть принят или отвергнут предпринимателем, имеющим свою точку зрения (при наличии более глубокой информации, недоступной по различным причинам аналитику) на существующую проблему. В этих противоречиях между аналитиком и предпринимателем (если они носят рабочий и объективный характер) обычно рождается предпринимательская истина.
Таким образом, аналитический материал только тогда становится аналитическим документом, когда он принят предпринимателем к действию, поскольку лежащие в нем выводы отвечают субъективно понятой последним объективной реальности, сложившейся на рынке к данному моменту.
Аналитика и логика.
Широко известное изречение классической материалистической диалектики: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" - это логические границы человеческого познания, в пределах которых проходит осмысление глубинной сути той или иной проблемы. В тоже время начинающий аналитик может задать вопрос: "А зачем это нужно знать при написании аналитических документов, например, в С. Б.?". Попробуем разобраться.
Чтобы научиться излагать свои мысли на бумаге, готовить конечный аналитический документ, начинающий специалист должен, хотя бы приблизительно, ознакомиться с некоторыми основными моментами мыслительного процесса, важнейшими понятиями логики. Понимать, как из незнания получается знание, как из разрозненных сведений в результате творческого мыслительного процесса появляется и начинает жить своей жизнью новый, самостоятельный аналитический документ.
Вокруг нас раскинут огромный мир. Человек является частью этого мира, разумным существом (обладающим интеллектом = разумом, умом, рассудком), который познает этот мир. Данный мир существовал до появления на земле человека, т.е. его существование не зависело от появления человека. Поэтому философы-материалисты говорят, что окружающий нас мир - это объективная реальность, независимая от нашего сознания.
Став разумным существом, человек изучал природу, чтобы ориентироваться в ней. Он переделывал мир, чтобы ему было в нем комфортно жить. Для того чтобы знать, как поступать с теми или иными предметами, как реагировать на природные явления, как получить больше пользы от познания окружающей нас реальности человек сначала созерцал (смотрел на) мир, трудился, а после появления речи, начал активно обозначать словами все то, что он видел.
Однако окружающая нас природа и её проявления многогранны и противоречивы, поэтому, чтобы отобразить в сознании какое-либо явление, оставить его в своей памяти человек начал обобщать все слова, относящиеся к этому явлению. Так появились понятия (показывают существенные стороны и признаки, явлений, процессов) и категории - законы (основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания).
Мышление человека продукт развития его мозга, реагирующего на окружающий мир (отражающего его). Оно, таким образом, принадлежит субъекту (индивиду), т.е. субъективно по отношению к окружающему его миру. С помощью мышления человек выполняет двуединую задачу:
1. познает объективный мир, его внутреннюю сущность, познавая, преобразовывает его,
2. стремится узнать внутренние механизмы мышления, т.е. понять, каким образом он сам познает мир, и... для какой цели он это делает.
В природе все эти действия происходят одновременно, диалектически зависимо. Мы специально разделим эти два момента познания и остановимся на втором, поскольку именно он нужен нам для понимания процесса мышления, который протекает в голове аналитика во время работы над документами.
Познание - сложный диалектический процесс, осуществляющийся в различных формах, имеющий свои стадии и ступени, в нем участвуют различные силы и способности человека. Человек начинает познавать вещи с помощью чувственных восприятий - живого созерцания. Вне этого человек не может ориентироваться в окружающей среде. В аналитике это начало ознакомительного процесса с имеющейся информацией. Изучая полученную информацию, аналитик на этом уровне познания знакомится с её внешними качествами (в каком виде она находится? - на дисках, бумажная, перевод, открытая, конфиденциальная и т.д.). Воспринятые первичные качества, сохраняются в представлениях об информации. Позволяют свободно оперировать с имеющимися предметными сведениями (улавливать связь между ними, сортировать их по внешнему виду), т.е. готовиться к последующей работе с ними.
Вместе с тем, чувственная форма познания сама по себе не дает возможность проникнуть в сущность имеющейся информации, понять её внутреннюю структуру, взаимосвязь фактов и т.д.
Обработка и обобщение информации выполняется с помощью познавательной способности человека - "абстрактно-логического, языкового мышления", которое представляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Философы-логики отмечают, что движение познания имеет определенную направленность. Сначала оно идет от целого (данного непосредственно как исходное в процессе познания) к его частям, т.е. к его расчленению на части. А затем от вычлененных его частей к воссозданию целого в его исходной целостности. Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных' формах. Мы остановимся на наиболее известных широкой публике.
Анализ и синтез.
Начнем с небольшого отступления. Скульптору предложили изваять женскую фигуру и для этого привезли огромную каменную глыбу. Скульптор внимательно осмотрел камень, ощупал руками его фактуру и задумался несколько минут, мысленно представив себе, что может получиться из этой глыбы. Затем, по только автору известным приметам, начал отсекать кусок за куском от глыбы. Постепенно глыба стала принимать грубые очертания женской фигуры. Он трудился много дней. И вот, наконец, скульптор последним ударом молотка по резцу закончил работу и перед зрителями в глубине каменной глыбы открылся силуэт прекрасного женского лица.
Так человек, при помощи мысли и труда, в результате творческого процесса, из многофактурного и одновременно монолитного валуна, учитывая при работе свойства и качества камня, его внутреннюю структуру, получил спрятанный в ней природой шедевр. Также работает и аналитик, который из "информационной глыбы" (объём информации для аналитической обработки) создает свой аналитический шедевр. В мыслительных операциях анализ выступает как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с другими мыслительными операциям: абстракцией, обобщением и т.д. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его этапах. Большую роль в познании играют также воображение, творческая фантазия, интуиция. Они позволяют аналитику, оживить свою мыслительную работу, увидеть тот или иной факт с такой стороны, которая не просматривается строго логически. Все это объединяется в понятии "творческий процесс". Естественно, творческий процесс требует мобилизации максимума активности, знаний и способностей аналитика. Такая мобилизация находит свое выражение в волевом напряжении и эмоциональном состоянии - творческом озарении, интуиции - способности непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения. Наверное, этот волнующий душу момент и является по-настоящему, началом и венцом практического процесса аналитического мышления.
(Использованы материалы из "Философского словаря" под редакцией М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина, Издательство политической литературы, Москва - 1963г. и из книги Б.М. Кедрова "Единство диалектики, логики и теории познания", Государственное издательство политической литературы, Москва - 1963г.).
Аналитика и интеллект.
Интеллектуальные способности аналитика - это его визитная карточка. Оригинальность и логика мышления, энциклопедические знания всегда были в цене.
Интеллект (ум, рассудок, познание, разумение) - способность мышления, рационального познания, система умственных операций, индивидуальный стиль и стратегия решения проблем, врожденная и приобретенная на практике адаптация к разным жизненным ситуациям. Интеллектом наделен каждый человек. Не каждый стремится развить его. Развитие интеллекта - это тренировка внимания, памяти, мышления, психического состояния, воспитание трудолюбия, именно тех качеств, которые необходимы в повседневной работе сотрудников и аналитиков СБ. По мнению психологов, анализ типов интеллектуальной одаренности позволяет выделить шесть типов людей, которые оцениваются как интеллектуально одаренные и способные к аналитической работе.
·"сообразительные" - те, которые имеют высокие значения при тестировании общего интеллекта,
·"блестящие ученики" - лица с высокими показателями академической успеваемости,
·"созидатели" - лица с высоким уровнем развития творческих способностей,
·"компетентные" - люди с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой опыт работы,
·"талантливые" - лица с экстраординарными способностями,
·"мудрые" - лица с экстраординарными способностями к оценке и предсказаниям событий обыденной жизни, Важнейшими признаками аналитического интеллекта являются:
·глубина - способность проникать в сущность событий и фактов, понимать их причины и закономерности, взаимосвязи и перспективы развития,
·в процессах финансового и других видах мошенничества,
·в окружающей криминальной и террористической среде,
·в поисковых системах Интернета,
·в местных и иностранных СМИ,
·в специальной тематической литературе,
·в грамматике и стилистике языка,
·в мире разнообразной справочной и словарной литературы,
·иметь представление обо всем, но досконально знать одну-две темы и во многом другом...
Аналитик СБ., как правило, должен владеть иностранным языком. В СБ., которые имеют зарубежные филиалы, это является обязательным условием для карьеры аналитика и т.д.
Аналитик должен:
·быть всегда в хорошей физической и интеллектуальной форме (заказ на написание документа обычно поступает неожиданно, его подготовка иногда затягивается на неопределенный срок - день, ночь, суббота, воскресенье и т.д.),
·быть всегда в курсе политики руководства (предвидеть проблемы, которые могут возникнуть у руководства и которые могут потребовать их срочного анализа),
·иметь под рукой определенный информационный задел для начала составления аналитического документа, до поступления заказанных конфиденциальных сведений,
·досконально знать пути поиска и сбора необходимой информации в Интернете,
·уметь видеть за частоколом фактов главную цель и логическим путем шаг за шагом идти к ней,
·вовремя заметить ошибочный путь и вернуться на правильную дорогу (свет в темной комнате),
·обладать интуицией (предвидением), она может заменить недостающие факты, и особенно важна при выводах,
·иметь в запасе и постоянно пополнять различные вставки - шаблоны (нужны при срочном написании документов),
·писать грамотно, понятно, по - возможности, кратко,
·избегать внесения в аналитический документ, околонаучных терминов, высокого стиля, набивших оскомину словесных штампов и т.д.,
·подстраиваться под стиль письма и разумения руководства (это не подхалимство, а рабочий момент аналитики, помогающий избежать последующих ненужных согласований и недоразумений в понимании смысла подготовленного документа),
·не паниковать в форсмажорных обстоятельствах - отсутствие уверенности может свести к нулю все усилия растерянного аналитика, поскольку его мозг будет постоянно занят мыслями о невозможности подготовить документ в указанный срок и грядущем служебном наказании,
·внятно, доходчиво и уверенно объяснить руководству непонятые последнему части подготовленного аналитического документа,
·при подаче аналитического документа на подпись руководству иметь под рукой основные материалы, которые использовались при его подготовке,
·не спорить с руководством, если делать какие - то замечания по ходу неудовлетворительного для аналитика рассмотрения документа, то очень доказательно,
·светиться уверенностью в значимости представленного документа. Аналитик не должен:
·писать заумно (показывать свою ученость), документы, написанные заумно, как правило, читаются с трудом, до главной мысли приходиться пробираться через чащу абсолютно ненужных и часто непонятных потребителю терминов,
·стремиться объять необъятное (у начинающего аналитика всегда под рукой "много важной информации", которую хотелось бы вставить в документ),
·растекаться мыслью по древу: в аналитике, краткость - сестра таланта, вставлять в аналитический материал не проверенные, сомнительные факты без их собственного комментария,
·давать волю субъективным суждениям, не подтверждающимися объективными фактами,
·не быть категоричным в суждениях -освещение реальных событий и прогнозирование - требуют гибкости в суждениях, поскольку природа вещей - многогранна,
·делать выводы, не вытекающие из основного содержания аналитического документа, и на далекую перспективу,
·обижаться на внесенные руководством коррективы - оно обладает большим объемом информации, более широким видением проблемы в общей ситуации и реальном отрезке времени. Аналитик имеет право:
·быть допущенным к основным конфиденциальным документам, в части его касающейся, получать помощь в подготовке дополнительных информационных материалов,
·при необходимости получать от руководства рекомендации по составлению аналитического документа, советоваться с руководством соответствующих отделов во время написания аналитического документа,
·свободно (в разумных пределах) распоряжаться своим рабочим графиком в рамках реального времени, отпущенного на написание аналитического документа. Психологические качества аналитика СБ.:
·уверенность в том, что выбор профессии правильный (чувство собственной удовлетворенности помогает карьере),
·умеренный профессиональный снобизм обязателен,
·усидчивость, педантичность (рутинная повседневная работа по ведению досье, пополнению банка данных, подшивок СМИ и т.д. часто надоедает, но является обязательным условием аналитического процесса),
·знание методов и способов концентрации мыслительного процесса в нужный момент (умение отключиться от всех проблем, сосредоточиться на внимательном изучении и анализе имеющейся информации, работа - прежде всего),
·умение отвлечься на время от исследуемой проблемы (важный момент, во время которого, отдохнувший мозг может "неожиданно" выдать интересные идеи),
·полет фантазии - (вопросы типа: "а что, если?" постоянно присутствуют в процессе написания аналитического документа, любые фантастические предположения обостряют чувство реальности), высокопарно - литературный дар, писательский талант (аналитик, обладающий писательским даром, ценится в СБ. на вес золота),
·способность выработать свой стиль написания документа (приходит с годами, помогает руководителю СБ. учить молодежь на положительных примерах),
·умение менять стиль написания документа в зависимости от его содержания (политический портрет, экономический обзор, например, требуют разных стилей изложения),
·умение работать "в команде" (качество, необходимое при написании коллективных аналитических документов),
·способность профессионально отстаивать свою точку зрения (если руководство СБ сомневается в выводах, нужно уметь доказать правоту аналитических выводов и отстоять свою точку зрения на исследуемую проблему в определенных личными отношениями рамках, тогда уверенность, опыт и аналитические способности будут оценены по заслугам),
·объективная самокритика (но не самоунижение, понимание того факта, что ты - не есть истина в последней инстанции),
·здоровая (белая) профессиональная зависть (надежное качество, побуждающее к самосовершенствованию),
·стремление к постоянному самосовершенствованию (отход от узкой специализации, труд - прежде всего),
·способность ставить перед сотрудниками СБ. задачи по сбору информации (в добро желательной манере, критика в их адрес - слабость аналитика), умение обучать сотрудников СБ и побуждать их к совершенствованию навыков подготовки аналитических материалов.
Добиваться от сотрудников СБ. такой проработки первичных документов, которая позволит аналитику экономить время и использовать его для обучения персонала СБ. азам аналитической работы.
Конечно, только гений обладает всеми перечисленными признаками интеллекта, а он не пойдет работать в СБ. простым аналитиком. В частные структуры безопасности на аналитическую работу в настоящее время приходят "компетентные" типы - лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой опыт работы. У них еще есть (при заинтересованном подходе предпринимателей) срок подготовить себе профессиональную замену. Нужно правильно наладить работу внутри СБ.: постоянный обмен опытом, профессиональную учебу, оказание помощи начинающим аналитикам и т.д. (Использованы сведения из брошюры Миримано-вой М.С. "Практическая психология для налоговой службы", Москва 2000.)
Поскольку общепринятое понятие аналитической деятельности в её современном понимании (касается аналитической деятельности частных служб безопасности) еще не установлено и постоянно появляются новые аналитические направления, связанные с техническим прогрессом, представляется целесообразным привести ряд её определений, предложенных известными аналитиками.
Так, Е.А. Степанов и И.К. Корнеев в учебном пособии "Информационная безопасность и защита информации" (Москва, ИНФРА-М, 2001) описывают аналитическую деятельность следующим образом:
1. Аналитическая работа - комплексное исследование различной целевой направленности, предназначенное для выявления, структуризации и изучения опасных объективных и субъективных, потенциальных и реальных ситуаций, которые могут создать риск для экономической безопасности фирмы, её деятельности, персонала, привести к материальным, финансовым или иным убыткам, падениюпрестижа фирмы или её продукции.
2. Аналитическая работа ведется службой безопасности или информационно-аналитической службой фирмы, носит превентивный, информационный характер и использует в качестве инструмента учетный аппарат, предназначенный для фиксирования (протоколирования) необходимых для анализа сведений.
3. Аналитическая работа направлена на выявление каналов несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, на работу с источниками конфиденциальной информации и выявление источников угрозы ей, а также на работу с "каналом объективного распространения конфиденциальной информации".
Сгляднева Н. А., дает более широкое понятие. В частности она считает, что "аналитика наиболее близка к гуманитарной науке, опирающейся на герменевтические методы (искусство толкования древних текстов, учение о принципах их интерпретации)".
Это:
1. интерпретация текстов, если последние трактовать универсально-информологически как документы, тексты, данные, сообщения о событиях и т.п., а также те разделы науки, виды научных задач, когда выводное знание получают не опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации существующих теорий, описаний фактов, средствами информационного моделирования реальности.
2. информационные модели (отпечатки в информационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов и т.п.), опираясь на которые, аналитик выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы и причинно-следственные связи".
3. создание аналитиком нового знания о томфрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступающим де-факто, исследователем своей предметной области. Поэтому аналитическая эпистемология (теория познания) с полным правом может быть квалифицирована как информологическая, продолжающая на новом историческом витке и на базе новейших информационных технологий, традиции древней гуманитарной методологии - герменевтики".
Отмечая принципиальные различия между наукой и аналитикой, она пишет, что "научный анализ призван выявлять, прежде всего, фундаментальные, объективные закономерности изучаемой области, повторяющиеся, существенные связи объектов, обобщенные параметры процессов и т.п."
Информационная аналитика, по её мнению, опираясь на научное знание, общие закономерности, чаще всего имеет дело с феноменологией бытия (главный тезис феноменологии: направленность сознания на объект, нет объекта без субъекта, объект - "чистый опыт", субъект -"чистое сознание"), поскольку позволяет:
1. осуществлять оценку фактов и событий,
2. прогнозировать их развитие с учетом не только обобщенных типичных параметров, но и целого спектра факторов, включая субъективно-личностные, случайные влияния, а также сознательные акции конкурирующих сил, противоборство интересов, активное вмешательство социальных технологий и т. п.".
Одновременно отмечается существенная роль фактора времени, так как производство научного знания осуществляется в том специфическом режиме времени, который продиктован непредсказуемостью эвристических процессов (эвристика - наука, изучающая продуктивное творческое мышление) познающего человеческого интеллекта, логикой и темпами научного дискурса (деление истин на интуитивные и принимаемые на основе доказательств).
Информационная аналитика, пишет автор,"работает в режиме реального времени - времени жизнедеятельности своей предметной области (политики, экономики, бизнеса) и в соответствие с темпом необходимых управленческих реакций на динамику событий, происходящих в данной области".
Сгляднева Н.А. "Информационная аналитика - эзотерическое искусство или современная профессия?". Статья опубликована в журнале "Факт", Интернет. (Пояснения авторов к терминам по тексту: "Философский словарь" под редакцией М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина, Издательство политической литературы, Москва, 1963г.).
Легкобытов А.В. - автор монографии "Энциклопедия безопасности" (под редакцией академика МАНЭБ Абрамова B.C.), том 2, Летний сад, Москва - Санкт-Петербург 2001г. рассматривает информационно-аналитическую работу как "деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, направленную на удовлетворение информационных потребностей в сфере обеспечения безопасности сотрудников и осуществления предпринимательской деятельности".
В учебном пособии "Менеджмент безопасности предпринимательства" (авторы Соснин А.С. и Прыгунов П.Я., Киев. Издательство Европейского университета 2002г.) отмечается, что менеджер по информационной безопасности "ключевая фигура в процессе добычи, переработки, анализа, разработки выводов и рекомендаций, прогнозирования движения, развития информации - превращения её в материальный ресурс, прибыль или прогнозируемый убыток". При этом особо подчеркиваются возможности "информационно - коммуникационной системы", поскольку "успехи в выполнении управленческих функций и достижения целей определяются эффективностью коммуникаций, заключающейся в том, чтобы информация была четко изложена и правильно закодирована отправителем, дошла до потребителя без искажения смысла, была правильно понята получателем, который произвел бы ожидаемые от него действия".
В частных беседах некоторые ведущие руководители банковских структур и служб безопасности финансовых учреждений, в свою очередь утверждают, что, по их мнению, сотрудники внешних подразделений СБ., работающие с источниками, не занимаются аналитической работой, как таковой. Они являются на практике простым передаточным звеном, и в их задачу входит донесение до руководства только точного содержания полученной информации.
Сама же аналитическая работа ведется на уровне перспективного планирования стратегического развития того или иного объекта, когда в процессе "мозгового штурма" принимаются к рассмотрению все идеи, на сегодняшний день кажущиеся "бредовыми, неординарными, ненужными и т.д.". Что ж и эта точка зрения имеет право на существование, тем более, что она проверена на практике.
Суммируя вышесказанное и опираясь на собственный опыт аналитической работы, нам представляется, что:
Информационная деятельность включает в себя:
·наличие "протознания", ранее накопленной информации, хранящейся в архивах, досье, банках памяти и постоянно обновляющейся,
·необходимое структурирование хранящейся информации по темам,
·передачу (по мере необходимости) сведений в аналитический отдел, Аналитическая деятельность включает в себя:
·наличие ситуации, требующей информации для объективного её осмысления.
·принятие решения по анализу данной ситуации,
·наличие человеческих ресурсов, способных провести этот анализ,
·принятие управленческих решений по новому выводному знанию.
Таким образом, информационно-аналитическая деятельность по обеспечению безопасности предпринимательства (аналитика) - это целенаправленное взаимодействие наемного человеческого интеллекта и имеющейся в наличии исходной информации (открытой и/или конфиденциальной) с целью получения потребителем-предпринимателем нового выводного знания, способствующего принятию адекватных существующей и прогнозируемой обстановке управленческих решений.
Основными проблемами информационно-аналитической работы в частных структурах безопасности на сегодня являются:
1. В некоторых СБ. работает человек, назначенный руководством быть аналитиком.
2. Перечень проблем, требующих аналитического вмешательства, отличается большим диапазоном (при нехватке аналитиков): от анализа проблем общеполитических, общеэкономических, профильных - до анализа криминогенной, социальной, оперативной обстановки в районе расположения объекта.
3. Существование непонимания со стороны некоторых руководителей сущности информационно-аналитической работы, когда высокие требования к аналитическому обеспечению предпринимательской деятельности не подкрепляются вниманием к практическим нуждам аналитической службы.
4. Неумение руководителя фирмы ставить задачу аналитикам.
6. Запоздалость в использовании аналитически прогнозов.
7. Неоправданное необходимостью сокрытие от сотрудников аналитического отдела не обходимой для работы конфиденциальной информации.
8. Не вызванные реальным ходом событий приказы о срочном выполнении аналитического заказа.
9. Разобщенность в работе направлений информационно-аналитического отдела.
10. Отсутствие единого центра заказа аналитических материалов.
11. Слабое профильное (чаще всего экономическое) или специальное (оперативное) образование у большей части аналитиков.
12. Трудности с подбором и обучением кадров аналитиков
13. Нестыковки в повседневной деятельности аналитиков и сотрудников СБ., работающих с источниками.
14. Слабая профессиональная и аналитическая подготовка части сотрудников СБ. (не умение общаться, вести беседу с источником, получить и запомнить информацию, донести её содержание до руководства СБ. подготовить для дальнейшей аналитической обработки добытый материал и т.д.).
15. Несоблюдение некоторыми аналитиками мер по обеспечению безопасности конфиденциальной информации и т.д.
Поиск и подготовка кадров.
Практика показывает, что в основном СБ.приглашают на работу уже состоявшихся аналитиков из госструктур. Вместе с тем, этот резерв уже исчерпан, поскольку даже государственные организации испытывают недостаток аналитиков и ведут их поиск по всем направлениям. Главным условием создания сильных на перспективу аналитических служб в частном секторе становится поиск кандидатов на должности аналитиков в СБ. среди выпускников школ (финансируемых или спонсируемых компаниями, это и вопросы безопасности) и ВУЗОВ. В первом случае, выпускник может быть направлен на учебу в профильный ВУЗ с условием дополнительной учебы на курсах аналитиков. Во втором случае, выпускник после специализированного экзамена в СБ. компании принимается с прохождением испытательного срока в аналитический отдел СБ. или направляется на учёбу в специализированное учебное заведение на курсы аналитиков и т.д.
* * *
Некоторые части (подготовка специалистов - аналитиков) плана глобальной стратегии коммерческой экспансии Франции, предложенного французскими специалистами в области сбора и обработки информации Ч. Хаитом и В. Зартарьяном. "Разведка на службе вашего предприятия", Укрзакордонвизасервис, Киев, 1992г.
·твердо придерживаться традиций, так как важнейшее значение имеет культура. Что касается технических аспектов, то ими сравнительно легко овладеть. Франция - это не Германия и не Япония;
·обеспечить подготовку профессионалов, не злоупотребляя привлечением специалистов из военной области, где экономические аспекты недооцениваются, а зачастую просто плохо известны, и где делается чрез мерный акцент на "активную безопасность" (естественно, чрезмерный по отношению к требованиям экономической разведки, а не по отношению к военной разведке);
·привлечь крупные фирмы и концерны к проведению пропагандистских мероприятий, которые должны охватывать не только их персонал, но также их поставщиков, субподрядчиков, клиентов;
·обеспечить координацию деятельности на региональном уровне;
·установить связи между правительственными органами и службами стратегичес кой разведки крупных фирм и концернов;
·ввести преподавание основ этой деятельности в технических и коммерческих институтах, а также в подготовку исследователей для государственных организаций.
Сейчас не время ставить вопрос о принципиальной обоснованности и оправданности информационной деятельности. Никакая стратегия, никакая производственная и коммерческая политика, а, следовательно, и капиталовложения, научно-исследовательские работы, структурные изменения и т. д., не являются отныне возможными без углубленного изучения сил, движущих миром: технологии, экономики, политики и т. д. Сейчас более, чем когда-либо, в еще только разгорающейся экономической войне единственно информация обеспечит решающее преимущество. Полагаем, что комментарии - излишни.