Сегодня можно сказать, что конкурентная разведка эволюционировала, как гибридный процесс деятельности по стратегическому планированию и маркетинговым исследованиям. На одном из этапов развития бизнеса, компании начали широко применять стратегическое планирование в своей деятельности. Важными составляющими всего этого процесса были анализ конкурента, потребителя и поставщика. Однако большинство компаний не было готово к тому, чтобы собирать и анализировать информацию на систематической, рутинной, повседневной основе. Кроме того, деятельность по исследованиям и деятельность по планированию оставались отдельными процессами, без какого-либо тесного взаимодействия.
Сама концепция конкурентной разведки, существовала, уже, давно, но воплотилась в жизнь и оформилась только в середине 90-х годов. Люди, которые к тому времени уже профессионально занимались конкурентной разведкой, в 1986 году в США создали международное Общество Профессионалов Конкурентной Разведки (SCIP). На сегодня, SCIP насчитывает более 7000 членов из 64 стран мира и эти числа постоянно растут. Члены Общества считают деятельность по конкурентной разведке своей профессией.
Подобно многим инновационным и свежим деловым идеям, общее принятие конкурентной разведки деловым миром было достаточно медленным. И сама конкурентная разведка эволюционировала медленно, но сделала резкий рывок в последние несколько лет.
Многие компании организовали и эффективно сконцентрировали свои ресурсы для выполнения работы в сфере конкурентной разведки. Если взять американские источники, то по их оценкам, 100 % компаний из списка Fortune 100, 85% компаний из списка Fortune 500и, пожалуй, до 50% американских компаний среднего размера выработали у себя формализованный процесс конкурентной разведки.
Возникает резонный вопрос, если конкурентная разведка такая необходимая и полезная вещь, то почему же она так медлила с появлением? Не является ли она, просто новым, модным веянием – эдаким аксессуаром, который можно иметь, а можно и не иметь?
Процессы и тенденции, которые наблюдаются в мировой экономике и менеджменте, позволяют сделать заключение, что развитые страны уже перешли от Индустриального Века к Веку Информации и, далее, идут к Веку Разведки.
Для того чтобы лучше понимать, что происходит в настоящее время, вероятно, лучше всего, попытаться понять, что предшествовало этому наступающему Веку Разведки. Давайте, совершим экскурс в историю. Простая хронология, которую можно привести,очень показательна, поскольку она наглядно демонстрирует, что один ХХ-й век испытал гораздо больше перемен, чем 19 предшествующих веков. Вот вехи этой эволюции:
В начале 1900-х, то есть, в начале века - Научная организация управления, объединяющая универсальные принципы эффективности и повышения уровня производственного инжиниринга.
В 30-е годы - Управление человеческими отношениями, включая психологию побуждения, участия и улучшение условий труда.
В 40-е годы - Исследования в сфере производственных операций, получившие старт с появлением компьютеров, решение задач с использованием количественных моделей.
С 50-х по 70-е годы - Стратегическое планирование, диверсификация, синергии, реструктуризация, переразмещение активов, системный анализ.
В 80-е годы - Управление в «японском стиле», обеспечение качества, новые подходы к контролю надинвентаризацией и производством.
В 90-е годы - Усилия в направлении познавательного менеджмента, акцент на мышление, изучение, приобретение знаний, управление информацией и сведениями разведки, значительное улучшение связи и быстрое развитие информационных технологий.
Таким образом, в конце ХХ-ого столетия, мы все эволюционировали в Век Информации. В то же время, рядкомпаний передового мышления уже четко различает перед собой следующий Век- Век Разведки. Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентная разведка не медлила с появлением, а пришла в своё время, когда для неё созрели условия, и она стала объективно востребованной. Она является логическим продолжением, очередным этапом в общей эволюции мировой экономики и менеджмента.
Россия, для того, чтобы её экономика была конкурентоспособной не должна оставаться в стороне от этого процесса.
Многие из ведущих компаний одобрили информационные и разведывательные концепции, которые развивались в 90-е годы, но, в то же время, их внедрение вышло далеко за пределы их ожиданий. Это произошло из-за того,что информационные и разведывательные концепциитребуют нового метода в рассмотрении бизнеса, и традиционные подходы к системам и разработке процесса в настоящее время уже неприменимы.
Большинство компаний, в конечном счете, пройдут этот этап обучения в начале двухтысячных годов. Когда они "прибудут на место", конкурентная разведка, конкурентное знание и «постоянная» стратегия станут лозунгами и практикой XXI-ого столетия.