научно-исследовательского (R&D) потенциала компаний
“CI Magazine”, № 3, 05-06 2005г.
Система оценки, основанная на сравнительном анализе - бенчмаркетинге (Powell 2000; Lackman 2000), является полезным инструментом в арсенале специалиста конкурентной разведки (КР). Объектами сравнения могут быть отраслевые конкуренты или образцы продукции, выбранные на основе их полного или частичного превосходства в интересующих областях.
Система оценки может выявить основные методы и характеристики, являющиеся общими для успешных организаций, которые прежде не попадали в поле зрения вашей компании. Эти факторы успеха можно затем оценить в контексте вашей компании, чтобы определить, являются ли они трансформируемыми и, в конце концов, полезными. Система оценки может быть использована как эффективный путь содействия собственной организации в поисках новых путей развития, не критикуя текущий порядок.
За последние 20 лет система оценки была неоднократно описана и формализована (Camp 1989, Kaiser 1992, APQC 2002). У неё есть свои противники и сторонники:
Точка зрения противника: Система оценки является слишком трудозатратным и трудоемким процессом, чтобы снова стать такой успешной, какой она была в прошлом.
Точка зрения сторонника: Система оценки является целевым процессом, направленным на сбор достаточного количества данных и прогнозов, чтобы предложить улучшение производительности в рамках собственных возможностей.
Сравнительный анализ (бенчмаркетинг) может выявить "длинный список отличий от конкурентов", но все они важны для компании-клиента. Анализ недостатков может оказать помощь при рассмотрении вариантов (или рекомендаций), предоставленных КР.
Наконец, помните, почему вы выбрали сравнительный анализ в первую очередь. Его преимущество заключается в результате ответа на вопрос "А думали ли вы когда-нибудь, что…?", а не в результате утверждения "Вы неправы, потому что…".