Главная // Библиотека // Публикации // Общие вопросы конкурентной разведки //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
  Публикации
  Методические материалы
  Литература по КР
  Автоматизация
  Глоссарий
  Право
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 


Андрей Ваганов

Стратегический информационный ресурс

Для российских компаний понятие аутсорсинга до сих пор остается размытым

«Независимая газета», 07.03.2006

 

Пожалуй, не сильно рискуя ошибиться, можно сказать, что для большинства людей, имеющих хоть какое-то отношение к современным информационно-коммуникационным технологиям, название этой компании – IBM – ассоциируется прежде всего с компьютерным железом. Между тем, в 2005 году вклад сервисных услуг в общий оборот компании (88,3 млрд. долл.) составил более половины (47,4 млрд. долл.), причем около 50% этой суммы приходится на аутсорсинг. С приобретением в 2002 году консалтингового подразделения группы PriceWaterhouseCoopers корпорация расширила свою компетенцию в сфере аутсорсинга бизнес-процессов. О подходах и деятельности IBM в сравнительно новой для российских компаний теме ИТ-аутсорсинга рассказывает Сергей Яскевич, директор IBM Global Services в России.

– Сергей Константинович, а что, вообще, сегодня подразумевается под понятием «аутсорсинг» в современном бизнесе?

– Суть аутсорсинга кратко можно определить как передачу сторонней организации непрофильных и обременительных для компании функций. Мировая практика этого вида деятельности начиналась с поддержки ИТ-инфраструктуры, а со временем распространилась и на обслуживаемые ею прикладные задачи и бизнес-процессы. В зависимости от вовлеченности этих трех уровней поддержки бизнеса (ИТ-инфраструктура, приложения, бизнес-процессы), IBM предлагает разные формы ИТ-аутсорсинга.

Основной вид, стратегический, – когда речь идет об аутсорсинге того или иного уровня в масштабах предприятия, – предполагает установление партнерства между заказчиком и аутсорсером на основании долгосрочного соглашения. Иногда на обслуживание компании-аутсорсеру передаются отдельные элементы ИТ-инфраструктуры (например, рабочие места пользователей, телекоммуникационные каналы) или бизнес-приложения в масштабе отдела. Такие формы обслуживания IBM относит к разряду аутсорсинга одной частной функции, в случае аутсорсинга приложений мы называем это хостингом.

В последнее время в мире появился еще один уровень ИТ-аусорсинга, связанный с трансформацией бизнеса. Он применяется при внедрении новых или модернизации устаревших бизнес-процессов, а также при открытии нового направления.

В рамках большинства контрактов по ИТ-аутсорсингу персонал, занимавшийся обслуживанием соответствующего ИТ-компонента, переходит из числа сотрудников компании-заказчика в штат аутсорсера. Эта практика подтвердила свою эффективность во всем мире, позволяя организации экономить средства на содержание и обучение ИТ-персонала и повышая уровень технического обслуживания ИТ-инфраструктуры.

– Не могли бы рассказать о наиболее интересных и показательных примерах мировой и российской практики в области аутсорсинга?

– В экономически развитых государствах ИТ-аутсорсинг распространен очень широко – в первую очередь среди финансовых учреждений (банки, страховые компании), где требования к ИТ особенно высоки, а также в сфере производства. Исследование, проведенное весной 2004 года компанией Knowledge Systems and Research в шести странах Европы и Америки, а также в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, показало, что 44% крупных фирм (с годовым оборотом свыше 500 млн. долл.) пользуются двумя и более уровнями ИТ-аутсорсинга, из них 37% – клиенты IBM. Среди компаний, входящих в список Fortune 500, эти показатели, соответственно, 54 и 9%.

В России мы развиваем направление ИТ-аутсорсинга с 2003 года. Сейчас эта тематика переходит от стадии теоретических обсуждений и просветительских семинаров в практическую плоскость. Однако для многих российских компаний понятие ИТ-аутсорсинга остается размытым. Зачастую под ним подразумевают то, что в IBM называют «управлением парком ПК» (Desk Top Management). Стратегический ИТ-аутсорсинг не получил еще полноценного развития.

Большинство предприятий не в состоянии оценить затраты на содержание компонентов ИТ (аппаратно-программной ИТ-инфраструктуры, ИТ-персонала, приложений) – показатель, который служит отправной точкой для составления контракта и определения стоимости услуг ИТ-аутсорсинга. В таких случаях мы предлагаем провести соответствующее исследование и определить текущий (годовой) расход на ИТ-структуру, согласовав его с заказчиком, после чего можно заключать долгосрочный контракт. При этом устанавливаемая IBM цена на ИТ-аутсорсинг, как правило, бывает на 25–30% ниже той, что была определена в ходе предварительного исследования.

Подобная методика успешно работает на западных предприятиях с устоявшейся ИТ-инфраструктурой. В большинстве же российских компаний ИТ-инфраструктуры нет, и создание ее в качестве первого этапа проекта потребует немалых средств. Заказчику при заключении такого контракта важно иметь грамотных юристов и менеджеров по постановке задач. Ведь от того, как определен каталог услуг и гарантии их предоставления, зависит стоимость контракта, а упущения со стороны потребителя могут стоить ему дополнительных затрат.

– Компании каких отраслей российской экономики вы считаете наиболее готовыми к тому, чтобы отдать непрофильные функции на аутсорсинг?

– Думаю, что в России наиболее готовы к тому, чтобы отдать ряд вспомогательных функций (например, расчет заработной платы сотрудников) внешнему исполнителю, банки. Именно в этой сфере, на мой взгляд, будут заключены первые контракты.

Хотелось бы отметить, что кроме незрелости рынка на развитие ИТ-аутсорсинга в нашей стране влияют такие факторы, как информационная закрытость компаний, двойная бухгалтерия, отсутствие провайдеров нужной квалификации и финансовых моделей расчета эффективности, несовершенство законодательной базы, менталитет и пр. И все же я уверен, что интерес к ИТ-аутсорсингу у нас растет, и это подтверждается общими тенденциями развития рынка информационных технологий в России.

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР