Подвергнуть тотальному контролю всех отечественных автомобилистов намереваются сотрудники Госавтоинспекции и Российский союз автостраховщиков (РСА).
Для этих целей ими уже разработан прообраз базы данных по полисам
ОСАГО. Для водительской братии подобные новшества неизбежно обернутся огромными финансовыми тратами.
Мечта загнать всех российских шоферов в один большой компьютер овладела и гаишниками, и страховщиками практически одновременно. Причем каждый из них преследовал свой интерес. Коммерсантам база выгодна тем, что ни один аварийщик при перебежке от одной страховой компании к другой не сможет утаить свое “криминальное” прошлое. В переводе на язык цифр это означает, что повышающий коэффициент заплатить придется по-любому (к стоимости полиса приплюсуется еще 2000—4000 рублей).
К тому же планируется, что ГАИ станет заносить в базу все данные о нарушениях правил дорожного движения и в дальнейшем этот компромат на шоферов станет использоваться против них. То есть если у водителя богатый послужной список нарушений, то выложить за полис придется на тысячу-полторы больше обычного. Правда, если шофер в течение года свято следовал букве дорожного закона, то страховщики напротив — предоставят скидку.
Труженикам свистка и жезла единая информационная система по страховке ОСАГО полезна иными аспектами, хотя деньги в этом вопросе играют далеко не последнюю роль. Ни для кого не секрет, что Госавтоинспекция получает от Российского союза автостраховщиков (притом совершенно легально) весьма внушительную сумму, размер которой составляет 1 процент от всех заключенных договоров по обязательной “автогражданке”. За 2004 год страховые воротилы собрали с моторизованных граждан 4 млрд. американских “рублей”, а это значит, что доблестным инспекторам перепало 40 миллионов долларов.
Естественно, что придорожные милиционеры, впрочем, как и коммерсанты, сильно заинтересованы в повышении сумм страховых взносов, ведь обеспечивать постоянную финансовую подпитку своей службы (хорошо если только службы, а не кошельков) для руководителей жизненно важно.
Однако в Департаменте ОБДД МВД России о деньгах стараются не говорить:
— Внедрив эту систему, мы сможем воздействовать на злостных нарушителей мощным экономическим рычагом, — говорит главный госавтоинспектор страны Виктор Кирьянов. — Ведь заплатив не только штраф, но и переплатив за страховку, водитель в следующий раз подумает, а стоит ли пренебрегать правилами.
Ну и немного о технической составляющей вопроса. Разрабатывать что-либо с нуля ни ГАИ, ни страховщикам не придется, поскольку вот уже несколько месяцев служивые имеют в своем распоряжении “Единую информационную базу удаленного доступа”, в которой есть информация как по всем зарегистрированным в России автомобилям, так и по водителям. К уже имеющемуся информационному порталу нужно подключить базу ОСАГО, и тогда в водительской жизни начнется новая гаишно-денежная эпоха.
Внедрение автоматизированной информационной системы ОСАГО весьма неоднозначное решение, ведь тогда получится, что водитель будет нести наказание за одно нарушение ПДД как минимум дважды: первый раз, когда его оштрафует инспектор, а второй раз — когда он переплатит за страховку. А ведь по действующему российскому законодательству за одно преступление можно понести лишь одно наказание. Есть и еще одна малоприятная сторона — взятки. Инспекторский состав, как известно, народ ушлый и быстро реагирует на изменяющуюся конъюнктуру “рынка” — расценки на так называемые штрафы на месте взмоют до заоблачных высот, хотя, по мнению ГИБДД, это тоже будет сдерживать нарушителей.
Остается добавить, что столь жесткими методами водителей заставят-таки соблюдать ПДД уже через полгода. У ГАИ и страховщиков практически все готово...