Главная //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
Услуги
Вакансии
Контакты
Партнеры

Поиск по сайту:

 

       

 


2006 26.07
Большинство российских предприятий не конкурируют даже друг с другом. Глобальный рынок не для нас.

Почти половина российских предприятий могут заявить, что их товары вне конкуренции. Но совсем не потому, что они производят продукцию высшего качества, а потому, что конкуренты у них отсутствуют физически, выяснила Высшая школа экономики (ВШЭ). Без конкуренции у компа-ний нет интереса к развитию, и в перспективе их ждет поглощение или банкротство. Это означает, что грядет новый масштабный передел собственности, делают вывод экономисты.
Повышение конкурентоспособности российских товаров— любимая тема чиновников, которые охот-но готовы поддержать рублем отечественного производителя, борющегося с иностранными соперниками. Но исследование ВШЭ показало, что большинство предприятий российской обрабатывающей промышлен-ности пока не только находятся вне глобальной конкуренции, но и не конкурируют даже друг с другом. Бо-лее того, предприятия всячески избегают конкуренции, работая в привычной нише и не стремясь достигнуть большего, говорит один из авторов исследования, заместитель директора Межведомственного аналитиче-ского центра Борис Кузнецов.
Опрос показал, что половина предприятий не считают своими конкурентами зарубежных производи-телей — они ориентированы только на внутренний или еще более узкий региональный рынок: более 30% компаний сбывают большую часть своей продукции потребителям своего же региона. Только у 20% экспорт составляет в выручке 10% и более. Примерно 40% предприятий убеждены, что они серьезно не конкуриру-ют ни с кем. Многие из этих фирм работают в узких рыночных нишах, которые или имеют высокие барьеры для входа, или просто неинтересны для более крупных компаний. Активы достались им со времен привати-зации, поставщики и покупатели работают с ними годами, ничего менять в своей жизни им не нужно — они просто приспособились к действующим условиям и нашли свою нишу, рассуждает Кузнецов.
Они не выходят за рамки своего региона, потому что у них нет желания и ресурсов для продвиже-ния. Но это замкнутый круг — статистика показывает, что у таких компаний более низкая рентабельность и они менее интересны инвесторам, а соответственно, у них меньше шансов привлечь средства на развитие. Ориентация на региональный рынок и отсутствие конкуренции с импортом сами по себе очень негативно влияют на развитие предприятий, предупреждают ученые. Причина в том, что с российскими коллегами компании соревнуются исключительно по цене и лишь конкуренция с импортерами стимулирует их к тому, чтобы вкладывать деньги в качество продукции, в инновации. Поэтому большинство предприятий, входя-щих в эти 40%, ждет бесславное будущее. “По мере продвижения в регионы крупных холдингов и ино-странных компаний предприятия этого типа являются первыми кандидатами для поглощения, реструктури-зации или вытеснения с рынка”, — предупреждает Кузнецов.
Бизнесмены согласны с выводами экспертов. “Из-за конкуренции с иностранцами нам пришлось по-тратиться на разработку специального энергосберегающего оборудования”, — рассказывает представитель компании “Привод” Ирина Бурдельная. Но благодаря новой технологии компании удалось заключить вы-годный контракт с “Газпромом” на 5 млрд руб. Деревообработчики не ощущают конкуренции, потому что на рынке явный дефицит игроков, отмечает гендиректор Национальной лесоиндустриальной корпорации Анд-рей Прокопов. Но ситуация изменится лет через 5-7, когда на рынок придут финны. На консервном рынке работает около 100 компаний, продвигающих более 120 марок, говорит Максим Протасов, владелец компа-нии “Помидор Пром”, поэтому конкуренция гораздо более острая. Но она далеко не всегда на пользу, убеж-ден замгендиректора завода “Пермьцветмет” Николай Касьянов. “Китайская продукция хуже по качеству, но на 20% дешевле. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, мы вынуждены снижать цену, из-за чего рентабель-ность приближается к нулю”, — жалуется Касьянов. Многие пытаются нарастить продажи любой ценой и зачастую работают себе в убыток, соглашается Протасов.
Чтобы выжить, конкурирующим предприятиям придется объединяться. Часто у небольших заводов объемы обработки невелики, а заказы распылены между множеством компаний, в результате прибыль каж-дой из них настолько мала, что у предприятий нет ресурсов для развития, объясняет гендиректор завода “Русполимет” Александр Конюхов. Успешный пример — производители мороженого. Торговым сетям была важна лишь цена товара, что толкало производителей к удешевлению рецептуры, рассказывает президент ГК “Айсберри” Илья Гордеев. Мороженое стало менее вкусным, потребитель перестал его покупать. “Это чуть не убило нашу отрасль, — вспоминает Гордеев. — Но, к счастью, мы нашли возможности для консо-лидации”.

В сентябре 2005г. — январе 2006г. ВШЭ в рамках совместного проекта с Всемирным банком при поддержке Минэкономразвития опросила руководителей 1002 крупных и средних предприятий обрабаты-вающей промышленности с численностью 100-1000 человек в 49 регионах. Компании работают в пищевой, лесоперерабатывающей, текстильной и швейной отраслях, химии и фармацевтике, металлургии, машино-строении и производстве электронного и электротехнического оборудования.
Светлана Иванова, Екатерина Шохина
"Ведомости", 26.07.2006, №136 (1663)

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР