RSCIP
     Главная //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
Для членов РОПКР
Библиотека
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 

 

 

 


2012 29.10
90% офисных сотрудников в России воруют информацию у работодателя.

Большинство нарушителей не считают себя виноватыми: они же участвовали в сборе этих данных

Только 10,6% российских офисных работников никогда не выносили за пределы организации информацию, представляющую коммерческую или служебную тайну. Это показало исследование компании Zecurion, предоставленное "Известиям".

В анонимном опросе приняли участие 2,5 тысяч человек. 57,2% респондентов опрошенных не видят в копировании служебных данных проблемы. «Я участвовал в накоплении информации, так почему я не могу ею пользоваться?» - заявил один из таких сотрудников.

- Согласно собранной статистике, ловят менее 2% инсайдеров, остальные остаются незамеченными. По нашим субъективным оценкам реальная цифра меньше на несколько порядков, – говорит представитель Zecurion Александр Ковалев. - При этом далеко не всегда работники руководствуются злыми намерениями, вынося информацию за пределы корпорации или передавая третьим лицам. Примерно в половине случаев утечки объясняются беспечностью.

Что же касается преднамеренного выноса информации, 42,4% респондентов объяснили это планируемым переходом на новую работу, где она «может быть, пригодится». Еще 38,3% «сливали» информацию из чувства мести, за то, что работодатель в чем-то ущемил их права. В среднем, каждый работник раз в два месяца выносит информацию, утечка которой может негативно отразиться на бизнесе компании, отмечают авторы исследования.

Как показали его результаты, характер краденой информации зависит от профиля сотрудников. Специалисты по продажам, account-менеджеры скачивают базы клиентов, реальных и потенциальных. Секретари и личные помощники "забирают" тексты договоров, важные цифры из отчетов, HR-специалисты - кадровые базы. Широкий доступ к данным имеют IT-специалисты, особенно в небольших компаниях. Как правило, им доступны данные о структуре сети и используемых решениях, слабых местах IT-системы, учетные данные (логины-пароли) сотрудников и даже документы топ-менеджмента.

- «Вынос» конфиденциальных данных нынешними или бывшими сотрудниками, безусловно, несет большие опасности для компании. Может сильно пострадать репутация фирмы - она может быть связана обязательствами по неразглашению информации с поставщиками, покупателями, банками, - комментирует партнер компании Deloitte Владимир Бирюков. - Это также может нанести урон развитию бизнеса – особенно сильно это может проявиться при переходе ключевых сотрудников к конкурентам.

По словам эксперта, «вынос» конфиденциальной информации может грозить судебными разбирательствами для сотрудников, его допускающих. Пример - недавний судебный процесс в Лондоне по иску команды «Формула 1» Force India к своему бывшему главному технологу, перешедшему на работу в конкурирующую команду.

- Во многих компаниях чрезмерная безопасность не требуется. Обычно достаточно ограничить доступ к значимой информации паролями, чтобы не авторизованный персонал, не получил доступ, к примеру, к контактам VIP-клиентов. Приобретение специализированных систем защиты в большинстве случаев может обойтись дороже, чем утечка нескольких документов. Но такие системы, безусловно, требуются в банках или, например, в сфере научных разработок, - считает директор компании Pacific Venture Fund Сергей Закатий.

По мнению юристов, дисциплина сотрудников начинается с политики работодателей.

- На предприятии должен поддерживаться режим охраны и защиты коммерческой информации – должен быть определенный порядок ее хранения. Документы, составляющие коммерческую тайну, не должны быть разбросаны по офису и храниться в свободном доступе. Если на предприятии введен и соблюдается режим защиты коммерческой информации, то нарушителя можно привлечь к ответственности, - говорит представитель юридической компании «Приоритет»Татьяна Воронина.

В соответствии с ТК РФ работодатель вправе уволить работника за разглашение коммерческой тайны. Помимо этого работник может быть привлечен к административной ответственности - к штрафу от 500 до 1000 рублей. За разглашение и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена и уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 120 тысяч рублей. Если разглашение коммерческой тайны привело к возникновению убытков у работодателя, то он имеет право взыскать их с работника, в том числе упущенную выгоду.

Вместе с тем, отмечает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева, бывает трудно доказать в суде причастность человека к воровству информации. Поэтому работодатель и сотрудник зачастую договариваются об увольнении по собственному желанию. При этом взыскать с работника убытки достаточно трудно, ведь это в основном упущенная выгода от ушедших или не пришедших клиентов.

"Известия", 29.10.2012.

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | человеческий капитал | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР