В целях борьбы с финансированием терроризма Центробанк увеличил объем информации, которую банки должны собирать о своих клиентах. Новое положение ЦБ поможет пресечь движение теневых денежных потоков и доставит массу неприятностей клиентам и самим банкам.
Последние теракты на территории России заставили власти всерьез задуматься над ужесточением мер по борьбе с финансированием терроризма. А поскольку все денежные потоки, в том числе и террористические, проходят через банки, было решено сделать деятельность банков еще более прозрачной,
обязав их идентифицировать не только прямых своих клиентов, но и косвенно связанных с ними граждан.
Все это делается для усиления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Соответствующие изменения указаны в положении Центробанка №262-П, опубликованном в «Вестнике ЦБ». Банк России теперь будет требовать у банков идентифицировать так называемых выгодоприобретателей, то есть лиц, к выгоде которых действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок. Например, если супруг открывает в банке счет на свою супругу, то он должен предоставить банку сведения не только о себе, но и о том, на кого открывает счет.
«Положение ЦБ разработано в рамках законодательства, по которому банки и ранее должны были идентифицировать клиентов, но только тех, с кем непосредственно работали. Новшество этого положения заключается в том, что теперь банки должны идентифицировать и выгодоприобретателей», – пояснил изменения положения ЦБ начальник управления валютного контроля Межпромбанка Дмитрий Осипов.
В соответствии с положением банки сами должны разработать и утвердить программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей.
Для идентификации по каждому выгодоприобретателю должен собрать указанную в положении информацию.
Для физических лиц это будет ФИО, номер паспорта, гражданство и т. п., для юридических – регистрационный номер организации, ее местонахождение, адреса, телефоны и прочее.
«В положении введены дополнительные требования по идентификации клиентов. Так, придется указывать персональный состав органов управления юридического лица, в анкету необходимо вносить сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного капитала. Раньше этого не было», – пояснил сотрудник Межпромбанка.
Все сведения будут оформляться в анкете (досье) клиента в соответствии с разработанным Центробанком перечнем.
Идентификация не будет проводиться лишь в отношении федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Если банк не сможет по причине непредставления клиентом необходимых сведений полностью завершить идентификацию его или выгодоприобретателя, то придется сообщить об этом в соответствующие органы.
«Это положение фактически будет обязывать банки предоставлять информацию о подозрительных клиентах. И если ранее банки могли, усомнившись в клиенте, не предоставлять информацию о нем в соответствующие органы, то теперь подобное поведение будет являться нарушением нормативов ЦБ», – отметил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» глава банковского направления «Moody`s Interfax» Михаил Матовников.
Положение обязывает банки провести идентификацию не только всех новых клиентов и выгодоприобретателей, но и всех уже существующих.
На это банкам дается год. А поскольку в положении введены дополнительные требования по идентификации клиентов, то на банки ляжет дополнительная нагрузка. Им придется нести дополнительные расходы на приобретение новой техники и привлечение новых сотрудников. «Специалист, отслеживающий денежные потоки, полученные преступным путем, должен иметь достаточно высокую квалификацию, чтобы уметь ориентироваться во всех банковских продуктах. Понятно, что это будет достаточно высокооплачиваемый сотрудник, и для банков это будет дорогое удовольствие», – подчеркнул Осипов.
«Помимо технических проблем есть еще проблема трактовки тех или иных понятий. Скажем, определение выгодоприобретателя дано в Гражданском кодексе по ограниченному кругу сделок. В законе «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем...» также используется это понятие, но без четкого определения. Формулировка этого понятия, введенная Центральным банком, слишком расплывчата и позволяет ЦБ трактовать его по своему усмотрению очень широко», – добавил сотрудник Межпромбанка.
http://www.gazeta.ru/2004/09/11/oa_133139.shtml
11 СЕНТЯБРЯ 11:46