Кредитными досье скоро будут вовсю торговать. Россия испытывает потребность в 5 миллионах кредитных историй в год.
Российский рынок созрел для создания кредитных бюро. К такому заключению пришли эксперты крупнейшего в мире бюро кредитных историй Experian, имеющее «дочек» в 11 странах. Теперь компания объявила о намерении создать совместное предприятие и в России, в тандеме с информационным агентством «Интерфакс» на паритетных началах (50 на 50%). Новая организация Experian Interfax, если все пойдет так, как задумали его идеологи, заработает уже в марте. «Что касается технических аспектов, мы готовы начать работу прямо сейчас. Мы приняли решение сразу же, как только узнали о том, что в российской Думе находится проект закона о кредитных бюро, – объяснил коммерческий директор Experian Джон Хэдлоу. – И рынок кредитных бюро в России, безусловно, ожидает серьезная конкуренция, поскольку объем рынка, который мы прогнозируем, может составить около 5 миллионов заявок на кредитные истории в год». Председатель совета директоров группы «Интерфакс» Михаил Комиссар отказался назвать точные суммы, которые понадобятся для реализации амбициозного проекта, заметив лишь, что они довольно значительны: «Только программное обеспечение оценивается в суммы с пятью нулями».
Кредитная история в большинстве случаев представляет собой сводную информацию о фактах займов клиента и аккуратности их погашения. По сути, это некое досье, которое мечтает иметь любой кредитор, чтобы прогнозировать риск невозврата кредитных средств. Сами кредитные бюро – это организации по формированию баз данных граждан и фирм, которые когда-либо пользовались кредитами. Пока такие данные аккумулируются в Центробанке и бережно коллекционируются участниками финансового рынка.
«Сегодня рынки потребительского и ипотечного кредитования растут, но пока банкам приходится тратить очень много времени и сил на изучение коммерческой биографии заемщиков», – жалуется президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. В АРБ создано некоммерческое партнерство «Национальное бюро кредитных историй АРБ» (НКБИ), куда успели вступить около 30 банков. Правда, полнота информации членов НКБИ пока сомнительна – российским банкам не всегда выгодно «сдавать» с потрохами своих клиентов. Тем не менее потребность в достоверной информации о заемщике испытывают и они.
Джон Хэдлоу сообщил, что в Америке фиксируется 1,8 млн. заявок на получение кредитных историй в день. Потребности Великобритании в этом виде услуг составляют 2 млн. заявок в неделю, а африканские потребители кредитных досье запрашивают до 1 млн. каждый месяц. Мировая практика работы кредитных бюро предполагает выдачу заявок на кредитные истории как физическим, так и юридическим лицам. Сама же кредитная история в наиболее развитых организациях этого профиля представляет собой так называемую схему «три в одном», когда в заявке на одну кредитную историю содержится мини-досье из трех банков. Это гарантирует более объективную информацию о заемщике, чем если бы описание истории его кредитов было из одного источника. Таким же образом планирует работать и Experian Interfax.
Надо сказать, Experian уже совершало попытку организации этого бизнеса в России под эгидой АРБ. СП не состоялось по причине «экономической нецелесообразности». В свою очередь, агентству «Интерфакс» «светил» альянс с крупнейшим немецким кредитным бюро Schufa. Но и у них дело не заладилось. Тем не менее очередная российско-иностранная пара, заинтересованная в торговле данными реестра кредитных досье, с надеждой смотрит в будущее, даже несмотря на торможение принятия закона о кредитных бюро. «Мы вполне можем опираться на закон о предпринимательской деятельности. И надеемся, что положения будущего закона о кредитных бюро будут отвечать как существующим законодательным положениям, так и здравому смыслу, интересам бизнеса», – заключил глава Интерфакса.
Правда, эксперты отмечают, что бизнес и его «национальные» особенности в России состоят в том, что многие банки наотрез отказываются предоставлять информацию из своей клиентской базы. И потом: увидеть информацию о недобросовестных заемщиках хочет каждый, но не все заинтересованы в тиражировании компромата. Именно это свело на нет за последние 10 лет множество попыток иностранных представителей бизнеса в области торговли информацией о кредитных клиентах.
Алена Алпатова, http://ng.ru/economics/2004-10-04/5_sale.html