Главная // РОПКР и Конкурентная разведка // Мероприятия по КР // Круглые столы // 2002г. Февраль. "Подготовка кадров для КР". //
In English  english  
 
РОПКР и Конкурентная разведка
  Документы РОПКР
  Что такое КР
  Мероприятия по КР
  Как вступить в РОПКР
Для членов РОПКР
Библиотека
Услуги
Контакты
Партнеры
Вакансии

Поиск по сайту:

 

       

 

 

 


 Круглый стол "Подготовка кадров для конкурентной разведки".

в рамках VII Форума «ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ».

Москва, ВВЦ, 5 февраля 2002 года

 Журнал "БИЗНЕС-РАЗВЕДКА И ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ", №2, 2002г.

http://www.ris.ru/BRIM/05-2002/brim0520026801.htm

Часть 1.

Светозаров В.Б. (ведущий)
Русское информационное пространство-М

Начну со слова благодарности в адрес организаторов форума “Технологии безопасности”, персонально Карабанова Е.П. и Филоненко И.К., за предоставленную возможность организовать в рамках форума и выставки эту встречу.
Интерес к теме нашего “круглого стола” не случаен. Хотя в России в отличие от западных стран конкурентная разведка еще не стала неотъемлемым компонентом бизнеса, спрос на специалистов в этой области огромен и практически не удовлетворен даже в малой степени. Только в нескольких вузах страны с недавнего времени стали читать учебные курсы, в какой-то мере отвечающие потребностям подготовки таких кадров. Перед сегодняшней встречей я опросил ряд московских компаний, занимающихся деловой и конкурентной разведкой, и везде мне говорили об остром дефиците специалистов.
Здесь собрались как практики, так и руководители учебных учреждений, а также представители Министерства образования.
Предлагается сначала дать слово практикам с целью попытаться определить, каким должен быть профессионал конкурентной разведки, какие знания, практические навыки от него требуются. А затем было бы интересно послушать представителей вузов - где, как и кому готовить таких специалистов.

Крылов А.С.
Амулет

Служба безопасности Амулет – это служба безопасности Ассоциации российских банков. На этом рынке мы десять лет. Много лет тому назад, когда мы были довольно наивны, как, впрочем, и весь зарождавшийся тогда российский бизнес, к нам пришла крупная японская фирма и разместила заказ на информацию относительно одного из российских предпринимателей, с которым она собиралась заключить крупный контракт. Для нас такого рода задание было в некотором роде в новинку. И мы тщательно составили подробный план работ. Показали заказчику. А он практически все наши предложения вычеркнул и сказал: “У меня сейчас очень мало времени. Но у меня достаточно средств и есть собственные хорошие специалисты. Поэтому давайте ограничимся одним пунктом. Я прошу вас быстро достать балансы интересующей меня фирмы”. Баланс – не особенно секретный документ. Достать его не сложно. И мы быстро выполнили это задание. К удивлению японца, его специалисты не смогли прочитать этот баланс. Российский баланс не дает ответов на многие вопросы и не отвечает международным стандартам. Время шло, и заказчик был вынужден вновь обратиться к нам: “Мы горим. Вы были правы, баланс нам ничего не дает, сделайте все, что считаете нужным”.
В оставшееся время единственное, что мы смогли сделать - это побывать на фирме. И на основе своего опыта подготовили аналитическую записку, в которой отразили то, что, увидели, выводы, и на что заказчику надо обратить внимание. Заказчик был в полной мере удовлетворен. Я вспомнил этот эпизод, чтобы подчеркнуть, что не всегда и не везде классические методы срабатывают, что иногда требуются знания специфических условий. Очень важный вопрос, который тогда же мы себе задали, а не шпионы ли мы? И вообще, занимаясь конкурентной и деловой разведкой, остаемся ли мы в правовом поле?
Я согласен с организаторами круглого стола, что рынок конкурентной разведки только формируется. Ранее для ее роста не было объективных экономических обстоятельств. Еще несколько лет тому назад жесткая конкуренция во многом заменялась разборками. Сейчас все больше и больше наш рынок приобретает структурированный характер, и его ниши постепенно заполняются. И теперь даже малому бизнесу, прежде чем принять решение, идти ли в тот или иной регион, вкладывать ли деньги, требуется предварительная информационная проработка. При этом надо учитывать очень важное обстоятельство: в России уже много лет работают информационные структуры, которые призваны в той или иной степени удовлетворять интерес предпринимателей. Но я хотел бы обратить ваше внимание, что они работают и удовлетворяют этот интерес в режиме справочной службы, а не в режиме работы разведки.
Позволю себе другой пример, достаточно типичный для нашей работы. Клиент дает нам конкретное развернутое задание: достать такие-то сведения. Мы добываем точно по всем семи пунктам задания. Формально мы выполнили задание, но фактически вопрос не был решен. В режиме справочной службы задание выполнено на все 100%. В режиме конкурентной разведки мы его вообще не выполнили. Почему? Да потому, что клиент не смог четко сформулировать свой запрос. И это весьма характерно для России. Тем, кто занимается этой работой, нужно не только решать, но и инициативно ставить, правильно формулировать задачи. Иногда мы сами выходим с инициативой, обращаясь к клиенту с предложением серьезно поинтересоваться состоянием дел в таком-то секторе экономики, в таком-то регионе, разобраться в таких-то политических обстоятельствах, спрогнозировать задачу. И если клиент соглашается, мы приступаем к работе. Приведенный выше пример можно прокомментировать и несколько иначе, чуть шире: отечественный бизнес подходит к пониманию важности такой работы, как конкурентная разведка, но до полного осознания проблемы пока далеко. До сих пор сохраняется стиль работы “по старинке”, когда предприниматель пытается экономить на сферах, не приносящих сиюминутного дохода. В своей работе мы стремимся не просто решить проблему клиента, но достичь того положения дел, когда он видит безопасность своего бизнеса в “комплексе” и готов амортизировать риски периодически.
На ключевые вопросы сегодняшнего круглого стола: кто этим должен заниматься, как готовить специалистов и где, у меня пока ясных ответов нет. Но в том подразделении, которое занимается деловой и конкурентной разведкой, имеются вакансии. Мы активно ищем людей. Нередко это уважаемые люди с опытом разведки и аналитической работы, но не в российских рыночных условиях. У них такой же опыт, как у В.В. Путина, когда он работал в Германии. Это полезная высококвалифицированная работа. Но она практически ничего не имеет общего с тем, что требуется сейчас. Иногда это узкие специалисты, которые занимаются электронной разведкой.
Гораздо интереснее для нас - битые, не один раз разорившиеся предприниматели. Из этих стреляных воробьев можно было бы ковать интересные кадры. Сейчас отсутствует система подготовки. Сформировать великолепные программы очень трудно. Фактически мы можем опираться только на практический опыт. Это во многом опыт ошибок. Откровенно говоря, в штат мы таких предпринимателей не приглашаем. У них собственные амбиции, они не хотят работать на уровне разведчиков. Но консультироваться у них мы считаем не зазорным. Их советы бывают чрезвычайно полезными.
Любому учебному курсу, который тот или иной вуз возьмет на себя смелость организовать по этой специальности, я бы максимально порекомендовал предусмотреть большую практическую стажировку слушателей и студентов в разных отраслях. Причем в качестве не стажера, а полноценного работника. Пусть будущие специалисты попробуют себя в реальном деле. Стажировку можно организовать в таких фирмах как Амулет, которые могут в дальнейшем приглашать этих специалистов на постоянную работу.
Большой проблемой является несовершенство законодательной базы в области информационной политики. Позволю себе заметить, что сегодня сложилась противоестественная ситуация: с одной стороны известен примерный круг первичных источников информации, которыми пользуются участники рынка, с другой - правовой статус этой информации четко не определен. Решение вопроса нам видится в создании альтернативных негосударственных банков информации. Другой путь – консолидация и создание заинтересованных групп для лоббирования наших интересов на законодательном уровне.
Я рад, что через 10 лет с начала бизнеса в области безопасности предпринимательства в России организован круглый стол для обсуждения столь серьезной проблемы. Надеюсь, что в результате появятся учебные программы, и мы сможем брать на работу специалистов, может пока зеленых, необстрелянных, но все-таки специалистов в области конкурентной разведки.

Кузнецов С. В.
Инвента

Сфера конкурентной разведки, по нашему мнению, охватывает любые изменения, представляющие потенциальную опасность для бизнеса. Это изменения законодательства и тенденции законодательного процесса, это патенты, это официальная информация правительственных учреждений, это, наконец, деятельность конкурентов и многое другое.
Хотелось бы как-то разграничить конкурентную разведку и деловую разведку. Конкурентная разведка – это систематический анализ изменений условий бизнеса, а также прогноз, что будет на рынке через год или два. Цели конкурентной разведки носят стратегический характер - это подготовка упреждающих решений и подготовка действий, последствия которых скажутся через несколько лет. В свою очередь, деловая разведка в большей степени ориентирована на решение оперативных задач. Конечно, подразделение конкурентной разведки, имея избыток информации, организованной в форме систематизированного хранилища данных, может решать оперативные задачи. В течение десяти минут реально сформировать представление по довольно сложным вопросам, причем на основе информации с глубокой ретроспективой. Таким образом, четкой грани между конкурентной и деловой разведками провести невозможно.
Если говорить о навыках, которыми должен обладать специалист в области конкурентной разведки, то важно иметь в виду то место, которое занимает конкурентная разведка в общем цикле поддержки принятия решений. Говоря о разведке, мы невольно проводим аналогию с военной разведкой. И там, и здесь цикл разведработы один и тот же. Сначала фиксируется проблема, формулируется проблемная ситуация, описывается система целей и ставятся задачи, позволяющие эти цели достичь. Затем осуществляется подбор источников и съем информации. Следующий этап – анализ информации, вероятно, самый трудный. Надо обратить внимание на сложность анализа полнотекстовой информации, которая, как правило, представлена необозримой коллекцией неструктурированных текстов на разных языках. Для решения этой задачи мы предлагаем комплекс "технологии познания" или прикладные методы систематизации. Комплекс позволяет подготовленному специалисту уверенно работать с массивами текстов любой предметной области на любых языках и оперативно готовить аналитические обзоры. Любой такой отчет может быть оформлен в виде следящей информационной системы, автоматически осуществляющей сбор информации из открытых источников по различным аспектами проблемы или разделам аналитического отчета. Анализ новой информации полностью автоматизировать невозможно, и его выполняет специалист. Далее, информация после анализа должна быть представлена в удобоваримом виде лицам, принимающим решения. И кульминация разведывательного цикла - мониторинг последствий исполнения решений с выявлением новых проблем. Таким образом, весь цикл организован с отрицательной обратной связью.
Деятельность специалиста конкурентной разведки по известной литературной аналогии можно назвать "стрельбой по-македонски", то есть он должен уметь все. Все помнят, что в романе Богомолова "Момент истины" контрразведчик из СМЕРШа владел стрельбой по-македонски, т.е. умел, стреляя из двух револьверов на бегу и с бедра, попасть в колено быстро двигающемуся немецкому шпиону.
Хочется обратить внимание на проведенные фирмой "Фулд и Ко" в 2000 году исследования западного рынка программного обеспечения для конкурентной разведки. Вывод неутешительный. Универсального программного обеспечения для поддержки принятия решения в области конкурентной разведки и стратегического менеджмента в природе не существует. Основной ресурс конкурентной разведки (как и любой другой разведки) - это профессионал, имеющий специальную подготовку. В чем конкретно она состоит?
Без отличной методологической подготовки качественно решать разнообразные задачи конкурентной разведки нельзя. В процессе обучения специалистов КР по нашему мнению основной упор целесообразно делать на методологию, чтобы будущий специалист независимо от срочности и сферы поручения смог бы правильно ориентироваться. Во-первых, это системный подход. Без умения его применять говорить об оперативной подготовке аналитических отчетов вообще не приходится. Во-вторых, это морфологический подход. Известно, что морфология занимается изучением видового разнообразия и инвариантна к предметной области. Морфологический подход показал себя как самое мощное средство систематического решения проблем. В третьих, умение и желание учиться или творческий подход во всем. Без этого навыка или, если хотите, качества профессионал в области деловой разведки никогда не состоится. Как следствие последнего требования - умение с ходу ориентироваться и использовать незнакомые методы и средства по аналогии с уже упоминавшейся "стрельбой по-македонски".
Для демонстрации ценности хорошей методологии хочу привести пример из недавней практики использования наших автоматизированных технологий поиска информации в Интернете. Запрос поступил от российской структуры с активами (по западным оценкам) более миллиарда долларов. В короткий срок, с первой же попытки мы по открытым источникам собрали такой же объем необходимой информации, какой собрало специализированное подразделение заказчика численностью пятьдесят человек и французская специализированная фирма, также выполняющая мониторинг по контракту. Итак, один играл против пятидесяти и специализированной фирмы.
У нас реализован комплекс из 17 компьютерных тренингов под общим названием "Интернет для бизнеса". Каждая часть нацелена на закрепление навыков ситуационного применения системного, морфологического и междисциплинарного подходов при практическом решении заданного класса задач с использованием открытых источников и множества прикладных программ. Одним из основных закрепляемых навыков является умение работать с незнакомыми программными средствами, иными словами, оперативно тестировать недокументированное программное обеспечение. Доступны очная и дистанционная формы обучения. Проводятся бесплатные ознакомительные тренинги. Также заинтересованные лица могут бесплатно подписаться на персональную электронную газету - еженедельные "Новости конкурентной разведки" на английском языке.
Если говорить о чисто образовательной стороне дела, то нельзя обойти стороной проблему стандартов. Сейчас в России эффективных образовательных стандартов нет. Если заинтересованные лица обратятся к нам, мы можем представить т.н. "юридические технологии", которые позволяют, предварительно исследовав цикл деловой активности конкурентной разведки, реализовать нормативную базу в виде, во-первых, стандартов, во-вторых, технических документов, обеспечивающих подготовку системы тестов для объективной оценки качества подготовки специалистов. Кроме того, в рамках оригинальной разработки "открытые технологии образования" мы предлагаем достаточно эффективный метод проверки уровня подготовки. Способ основан на эмулировании реальной рабочей обстановки и заключается в решении "на время" пакета реальных проблем, обозначившихся в выбранной предметной области в последнее время, например, на этой неделе. Сделал все хорошо и к сроку - получай сертификат, не выполнил норматив - тренируйся дальше.
Сегодня много говорилось о сертификации. Хочу обратить ваше внимание, что сертификация - это процедура подтверждения соответствия чего-либо, например, квалификации специалиста, существующему стандарту. Если стандарта нет, говорить о сертификации беспредметно. Второй аспект - чисто юридический. Стандарт невозможно создать, если нет правового института. Сейчас в квалификационных справочниках нет соответствующей конкурентной разведке специальности, значит, нет и не может быть государственных образовательных стандартов. Кроме того, невозможно создать стандарт, пока нет устоявшейся, общепринятой терминологии. Поэтому начинать нужно с терминологического стандарта. Такую работу может выполнить общественная организация, которая в дальнейшем, возможно, будет координировать продолжение работ по стандартизации и лоббировать принятие соответствующих нормативов в органах законодательной и исполнительной власти. Если же принятие государственных образовательных стандартов задержится - при наличии проекта стандарта можно ставить вопрос о его общественном признании и проведении на его основе общественной сертификации.

Флеров О. Д.
ИнформВЭС

Термин “конкурентная разведка” меня настораживает. Более 18 лет проработал в этой области, которую мы никогда не называли конкурентной разведкой: сбор конкурентных данных, определение цен, расчет цен. Я не склонен называть эту деятельность конкурентной разведкой. Более 15-летний опыт работы за рубежом в этом направлении дал мне богатый профессиональный и жизненный опыт. Я согласен, что специалист в это области должен быть всесторонне подготовлен. Скажу о себе: у меня военно-техническое образование, инженерное, институт МГИМО (экономический факультет). Специалист должен обладать знаниями инженера-экономиста, хорошо быть знакомым с современной технологией производства, уметь определять стоимость, обладать знаниями инженера-технолога, и последнее, быть специалистом во всех производственных тонкостях.
Приведу пример из жизни. Я работал в Непале советником по экономическим вопросам посольства. Объединяли Министерство внешней торговли и ГКЭС. Поступила команда продать все имущество в короткий срок. В нашем офисе 10 лет стоял дизель-генератор. Генератор необходимо было продать по ценам, при которых СССР не потерял бы ничего. Договорились с одной международной фирмой. К переговорам я подготовил конкурентный лист с ценами на американские и английские дизели, и нам удалось получить за дизель-генератор 15 тысяч долларов, при том, что наше объединение подобные генераторы продавал обычно за 5-6 тысяч.
Я хочу этим примером сказать, что специалист должен не только знать, но и уметь анализировать, свои знания воплощать в жизнь.

Колякин Д.Б.
факультет защиты информации РГГУ

Наш факультет первым столкнулся с проблемой подготовки специалистов по защите от конкурентной разведки. Само понятие разведка – довольно своеобразное, и чтобы его использовать в процессе подготовки специалиста, нужно иметь правовое разрешение. И мы его решили так: подготовили большой перечень практических и лекционных занятий, необходимых для подготовки специалистов по борьбе с конкурентной разведкой.
Как бывший сотрудник Главного разведывательного управления заявляю, что 90 % любой разведывательной информации содержится в открытых источниках. К ней необходимо добавить 5-7% особо ценной информации из закрытых, нелегальных источников. Если мы не решим вопрос получения нелегальной информации в правовом отношении, то понятие разведки нельзя в данном случае использовать. Можно лишь говорить о понятии аналитического обзора тех 90-92% материалов, которые позволят правильно сориентироваться в интересующей проблеме. И еще один момент. Очень важно, чтобы материалы не ложились в основу нечистоплотной конкуренции по отношению к другим. И пока правовая часть не будет решена, слово “разведка” нецелесообразно использовать, можно использовать термин "разведывательный анализ" или еще что-нибудь в этом роде.

Кунбутаев Л.М.
Институт безопасности бизнеса

Возглавляемый мною Институт безопасности бизнеса является подразделением Московского энергетического института (технического университета) и готовит экономистов-менеджеров по специальности "Экономика и управление на предприятии" со специализацией "Управление экономической безопасностью" и менеджеров по специальности "Менеджмент организации" со специализацией "Управление предпринимательскими рисками". Блоки дисциплин специализаций учебных планов указанных специальностей содержат ряд курсов, дающих цельное представление о деятельности по обеспечению комплексной безопасности фирмы, и в том числе по организации и ведению конкурентной разведки и контрразведки. При желании можно сделать больший акцент на конкурентную разведку в учебных планах вуза за счет перераспределения часов между дисциплинами специализации и использования с этой же целью в большем объеме вузовского компонента блоков специальных дисциплин соответствующих государственных образовательных стандартов. Это - одно из направлений подготовки кадров, которых так не хватает сегодня.
Есть и другой путь: разработать государственный образовательный стандарт на новую специальность, в которой конкурентной разведке отводилась бы главенствующая роль. Таким образом можно было бы готовить более узких специалистов, но обладающих глубокими знаниями и навыками в сфере информационно-аналитического обеспечения безопасности бизнеса.
Предшествовать реализации этого пути должна совместная работа заказчиков (фирм, нуждающихся в специалистах), уволенных в запас специалистов спецслужб, успевших применить свой оперативный опыт для решения задач безопасности предпринимательства, юристов, знакомых с вопросами правового обеспечения безопасности, и организаторов от образования. А первым, самым главным шагом здесь должна быть формулировка требований к знаниям и навыкам готовящихся специалистов. Работая в этом направлении, мы в итоге придем к появлению целых научных школ по плановой подготовке необходимых кадров для нашей молодой рыночной экономики, не умеющей пока пользоваться всеми известными в западном мире рычагами эффективного функционирования и развития и противостоять многочисленным внешним и внутренним угрозам своей безопасности.
Однако до первого выпуска подобных дипломированных специалистов может пройти около десяти лет с учетом необходимости издания в этот период достаточно большого количества соответствующей литературы (учебников, учебных пособий, методических материалов), которая в настоящее время полностью отсутствует.
А поскольку кадры нужны уже сегодня, следует использовать широкие возможности переориентации лиц с высшим образованием в системе профессиональной переподготовки в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования.
Например, в нашем институте не первый год проводится обучение по программе "Экономика и управление" объемом 520 часов аудиторных занятий в течение одного учебного года без отрыва от основной деятельности. Выдаваемый диплом государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки, в приложении к которому указывается номер первого диплома о высшем образовании, удостоверяет право выпускника "на ведение профессиональной деятельности в сфере управления экономической безопасностью фирмы".
Программа обучения состоит из трех блоков дисциплин: специальных, дисциплин специализации и дисциплин по выбору слушателей. Как показывает практика, народ идет к нам, чтобы разобраться в проблеме обеспечения комплексной безопасности фирмы в целом. Отдельных же слушателей, помимо того, более глубоко интересуют вполне определенные аспекты безопасности, которых они касаются по роду служебной деятельности или с которыми связывают свои жизненные перспективы. В этих случаях мы предлагаем им продолжить обучение по продвинутым курсам в рамках соответствующих дисциплин.
Если задаться целью переподготавливать кадры исключительно для ведения конкурентной разведки, можно ожидать трудностей в наборе рентабельной по численности учебной группы. Оно и понятно, ибо сужается круг лиц, заинтересованных специализироваться в более узком направлении. Поэтому на первом этапе, как мне представляется, следует решать вопрос на основе целевого финансирования профессиональной переподготовки со стороны городских и федеральных структур.
Увеличивать же объем программы за счет продления сроков обучения, скажем, до двух лет, тоже проблематично, так как в наше нестабильное время загадывать на два года вперед редко кто решается. И это несмотря на то, что после прохождения программ переподготовки объемом более тысячи часов разрешается присваивать выпускникам соответствующую квалификацию, например, менеджера, экономиста-менеджера, экономиста и др. Такой диплом о переподготовке был бы более престижен.
Пользуясь случаем, хотел бы озвучить известное мнение о целесообразности введения в вузах обзорной дисциплины по комплексной безопасности личности, общества, хозяйствующего субъекта и государства, в которой нашли бы место и вопросы организации, и ведения конкурентной разведки (в США и ряде стран Западной Европы такой опыт имеется).
И, наконец, хочу довести до сведения представительного собрания намерение Института безопасности бизнеса МЭИ продолжать работу по развитию образовательной деятельности в рассматриваемом направлении и предложить сотрудничество всем заинтересованным в этом структурам.

Токарев Б.Е.
Академия народного хозяйства при правительстве РФ.

Мое выступление сведется больше к постановке вопроса, нежели к нахождению вариантов решения существующих проблем. Проблема сформировалась. Она четко выражена: нужны специалисты, которые способны приносить дополнительную прибыль своим предприятиям.
Можно выделить два вида подготовки специалистов. Первый их них - по системе высшего образования. На мой взгляд, не стоит останавливаться на этом вопросе, поскольку высшее образование парализовано. Если мы начнем с вами, представителями практикующих организаций, разрабатывать структуру, системы, курсы подготовки, то пока это все дойдет до утверждения в Минвузе, и к нам вернется «переработанное и дополненное»...
Поэтому, полагаю, необходимо взять за основу такую форму дополнительного к высшему образованию, как профессиональная переподготовка, а именно то, чем сейчас занимаются большинство вузов.
Когда организаторы обучения выявляют спрос, они выходят на рынок с предложением готовить таких-то специалистов по такой-то программе. В этом случае мы вольны в том, чтобы самим определить существо и содержание программы, разработать свою структуру, необходимую на сегодняшний день, а не то, что требуют чиновники.
В принципе, желающих вести курсы достаточно много, но проблема заключается в том, чтобы в данном случае как можно меньше приглашать теоретиков, а как можно больше практиков. В этом суть.
Далее нам необходимо определить: кого можно учить. Этот вопрос остается открытым. Маркетологов, аналитиков, сотрудников службы безопасности, - наверное «да», но кого в первую очередь?
Последнее. Как учить? Абсолютно уверен в том, что в таких программах необходимо участие профессионалов (не менее 50 % всего времени учебы). Таких, которые смогут рассказать и научить, как делать и что делать в области КР. А их у нас слишком мало, имею в виду тех, кто готов и умеет преподавать.

Доронин А.И.
Тульский государственный университет

Я согласен, что пришло время структурировать все наши наработки в области информационной безопасности, управления предпринимательскими рисками и создать какой-то стандарт, по которому будет проходить обучение. Я знаком с представителями различных вузов, и каждый учит, чему хочет. Нет никакой формализации, нет устоявшейся терминологии, устоявшихся планов. В результате может получиться, что выпускники разных вузов не будут понимать друг друга из-за различий в понятийном аппарате, в учебных программах.
Подготовку специалистов лучше всего осуществлять в несколько этапов, со школьный скамьи, начиная с первого высшего образования. Но, к сожалению, до выхода готовых специалистов понадобиться пять-шесть лет и еще столько же, чтобы освоить практику конкурентной разведки. А потребность в таких специалистах велика уже сейчас.
Один из путей решения - второе высшее образование, которое можно осуществлять в качестве дополнительной подготовки специалистов-практиков и переподготовки родственных специальностей.
Большую роль, как уже говорилось, могут сыграть семинары, не только годичные и полугодичные, а недельные и двухнедельные - многие специалисты так загружены, что вырваться даже на неделю для них является проблемой. Однонедельные и двухнедельные семинары можно проводить раз в полгода, регулярно, на базе какого-нибудь учебного заведения. Вот тут сидит Владимир Иванович Иванкин, который проводит подобные однонедельные и двухнедельные семинары. Слушатели остаются довольны. Так как это их не отрывает надолго от трудовой деятельности.

Баяндин Н.И.
Институт безопасности бизнеса МЭИ

Я не согласен с прозвучавшим здесь тезисом, что в определении конкурентной разведки нельзя использовать термин “разведка”. Если есть конкурентная борьба, то есть и разведка. Термин “разведка” становится рабочим. Он широко используется в российской и зарубежной прессе.
За рубежом, особенно в Японии, Швеции, конкурентная разведка представляет собой самостоятельную область экономики. Конкурентная разведка - это работа в правовом поле. Незаконные, нелегальные методы противопоказаны конкурентной разведке. Это работа с открытыми источниками информации. И, наконец, конкурентная разведка связана с появлением новых информационных технологий, когда благодаря доступу к современным профессиональным базам данных стало возможным то, что раньше было возможным только для крупных государственных структур. Сейчас мощные информационные ресурсы доступны не только большим промышленным предприятиям, но и малом бизнесу.
Так получилось, что Россия вступила в рыночную экономику 10-15 лет назад. Кадры для рыночной экономики, в том числе кадры, которые занимаются деловой разведкой и контрразведкой, практически никто не готовит. В эту отрасль пришли специалисты из государственных структур безопасности, профессионалы, ориентированные на работу против спецслужб вероятного противника. Другой резерв кадров - студенты, которых обучают в не профилированных учебных заведениях. Они постигают конкурентную разведку через практику.
То же самое наблюдается и в США. Отдельного высшего учебного заведения, выпускающего специалистов по конкурентной разведке, там нет. Единственное высшее учебное заведение, где готовят специалистов конкурентной разведки, находится в Швеции. Там выпускники получают степень магистра, доктора философии.
Заканчивая выступление, хотелось бы остановиться на следующем.
Во-первых, пока не будет разработан понятийный аппарат, в этой области будет продолжаться путаница с терминами.
Во-вторых, основное внимание на данном этапе следует уделить профессиональной переподготовке с учетом специализации обучаемых (таким путем идет профессиональное обучение на Западе). Причем, подготовку специалистов целесообразно проводить по модульному принципу. Такой подход позволит создавать качественные тиражируемые программы, например: модули «Информационные источники», «Работа с профессиональными базами данных в онлайновом режиме», «Анализ информации», «Процедуры принятия решений на основе неполной информации», и т.п. Подобного рода модули могут охватывать весь спектр изучаемых проблем конкурентной разведки.
Было бы целесообразно создать рабочую группу по общественной сертификации учебных модульных программ по КР, например, при Институте безопасности бизнеса МЭИ, с обязательным привлечением специалистов – практиков, преподавателей и государственных служащих.

Абрамов В.С.
Научно-исследовательский институт стратегии универсального развития при президенте РФ

Положение с литературой по конкурентной разведке незавидное. Авторы публикаций и книг, как правило, выходцы из МВД, ФСБ и других силовых структур. И пишут они то, что знают. Молодые бизнесмены вообще не пишут, так как им некогда писать. Многие из них этими вопросами вообще не интересуются, хотя статистика отстрелов говорит о том, что им надо в этих проблемах разбираться.
Я проанализировал две крупнейшие фирмы в России - Арсин и издательский дом "Мир безопасности", которые сосредоточили у себя издание и продажу книг, касающихся безопасности бизнеса. Авторы профессионально-грамотные люди. Но у них тот самый недостаток, о котором я сказал.
Корпорация Арсин. Здесь издана 181 книга. В том числе: справочники – 9, методические разработки - 40, о службе безопасности бизнеса - 28, о защите информации, компьютерной безопасности - 38, вопросах охраны, специальной подготовке, технике охраны – 62, искусстве выживания, личной безопасности – 4 книги. Кроме того, здесь же книги по техническим средствам безопасности – 48, по охране – 38, физической подготовке – 5, по оружию - 4, беллетристика – 2 книги, по психологии - 8, информационной работе -23, оперативно-розыскной деятельности – 11, управлению персоналом – 2, юридическая литература – 21, по терроризму – 7 книг. Охват по проблемам достаточно большой. Но превалируют книги, написанные техническими специалистами.
Издательский дом "Мир безопасности" выпустил 55 изданий, включая: по техническим средствам – 21, охране – 19, физической подготовке- 3, оружию – 6, автоподготовке - 4, беллетристика – 2 книги. Ни одной книги по информационно-аналитической работе, разведке и контрразведке, по прогнозированию.
В сфере безопасности бизнеса мы прошли три этапа. Первый этап – готовили сторожей с ружьем, охранников. Второй этап – человек за спиной, телохранитель (статистика заказных убийств заставила нас готовить и эту категорию людей). Третий этап - подготовка информационно-аналитических работников, или тех самых сотрудников, которые занимаются деловой разведкой и контрразведкой.
О чем хотелось бы узнать в книгах и учебных пособиях. Во-первых, о комплексной системе безопасности предпринимательства, где деловая и конкурентная разведка составляет важный компонент. Во-вторых, об охранной деятельности на предприятиях, но прежде всего о прогнозировании и предупреждении криминальных преступлений. В-третьих, об инженерно – техническом обеспечении безопасности, но об этом написано много. Равно как и об информационном обеспечении безопасности, о чем тоже много написано. Дальше: обеспечение безопасности предприятий в условиях кризисных ситуаций, кадровая работа, внутренняя безопасность, психологическая, научно-техническая, вплоть до пожарной безопасности, взаимоотношения с правоохранительными органами.
Каким хотелось бы видеть преподавателя? Это должен быть человек всесторонне знающий. Он должен поработать в спецслужбах, он должен поработать в структурах промышленных, предпринимательских или банковских, он должен знать юридические основы, он должен хорошо знать охранную деятельность. А где таких людей взять? Их буквально единицы.
Я хочу вам показать две книжки. Одна из них, "Энциклопедия безопасности", посвящена проблемам обеспечения безопасности личности без телохранителей.
Интересна книга " Деловая разведка и контрразведка". Она охватывает как раз те проблемы, о которых я говорил и написана человеком, который проработал 35 лет в разведке, проработал 12 лет в предпринимательских структурах, занимался юридическими вопросами, имел свои частные охранные структуры и занимается уже 12 лет преподавательской деятельностью.

 

Далее - Часть 2.

На сайте доступны материалы по темам: конкурентная разведка | конкурентный анализ | общество конкурентной разведки | конкурентный маркетинг | деловая разведка | бизнес разведка | исследование рынка | угрозы бизнесу | возможности бизнеса | анализ конкурента | анализ рынка

Публикации по конкурентной разведке: сбор конкурентной информации | кадры и КР | клиент и исполнитель задач КР | КР и конкурентная контрразведка | конкурентная разведка и ПЭВМ | примеры КР и конкурентной борьбы | смежные сферы и КР